Рисунок кролика (Питер Пайпер), около 1892 года, Беатрикс Поттер. Музей Виктории и Альберта, Лондон. (Victoria and Albert Museum, London / Courtesy of Frederick Warne & Co. Ltd.)
 | Epoch Times Россия
Рисунок кролика (Питер Пайпер), около 1892 года, Беатрикс Поттер. Музей Виктории и Альберта, Лондон. (Victoria and Albert Museum, London / Courtesy of Frederick Warne & Co. Ltd.)

Больше, чем кролики: удивительное наследие Беатрикс Поттер

Выставка «Беатрикс Поттер: Влечение к природе» в Музее Виктории и Альберта
Автор: 10.07.2022 Обновлено: 10.07.2022 11:38
История «Кролик Питер» Беатрикс Поттер впервые появилась в письме с картинками к четырёхлетнему Ноэлю Муру, сыну её бывшей гувернантки. Оно начиналось так: «Я не знаю, что тебе написать, поэтому расскажу тебе сказку».

 

Годы спустя Поттер позаимствовала это письмо для создания «Сказки о Кролике Питере». Читатели знают Поттер через Питера, но история её жизни более увлекательна. Она была не только писательницей и иллюстратором, но и заядлым натуралистом, фермером, разводившим овец, и защитником природы.

«Беатрикс Поттер: Влечение к природе» — это первая крупная выставка, посвящённая жизни Поттер, а не персонажам её книг. Это сотрудничество между Музеем Виктории и Альберта и Национальным трестом (британская благотворительная организация, занимающаяся охраной и сохранением земель). Оба учреждения обладают крупнейшими в Великобритании коллекциями работ Поттер.

Выставка демонстрирует важность наследия Поттер не только для детской литературы.

Её любовь к земле и традициям привела к тому, что она сохранила находящихся под угрозой исчезновения овец Хердвик, крепкую породу, которая выводили в Озёрном крае, на крайнем севере Англии, в течение тысяч лет. Она оставила Национальному фонду 16 км² земли и 14 ферм, чтобы британская общественность могла вечно наслаждаться ими.

Обучение искусству

Поттер не ходила в школу. Гувернантка преподавала ей латынь, французский язык, геометрию и математику до позднего подросткового возраста. Она также познакомила Поттер с великим искусством в лондонских музеях и галереях, расположенных недалеко от дома семьи в Болтон Гарденс, Южный Кенсингтон.

Поттер была потрясена своим первым посещением Королевской академии искусств, когда ей было 17 лет.

«Я никогда не думала, что могут существовать такие картины. Это было невероятно увидеть их все сразу — просто представьте, я никогда не думала увидеть ни одной, и вдруг передо мной стоят пять великолепных картин Ван Дейка бок о бок. Это было чрезмерно, но я редко испытывала такое большое удовольствие», — писала она в своём дневнике 13 января 1883 года.

Беатрикс любила работы сэра Джошуа Рейнольдса, но особенно восхищалась Анжеликой Кауфман. Сокуратор выставки Хелен Антробус считает, что Поттер видела картину Кауффман «Дизайн» из серии четырёх картин, посвящённых видам искусства. На картине «Дизайн» женщина-художник копирует древнюю статую, изображающую торс мужчины.

«Я думаю, она была вдохновлена талантом Кауффман», — говорит Антробус.

Хотя у Поттер были уроки рисования, она многому научилась, копируя великие произведения искусства и артефакты в Музее естественной истории и Музее Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта).

«Это всё то же самое, рисование, живопись, лепка, непреодолимое желание копировать любой красивый предмет, который бросается в глаза», — писала она.

Она копировала картины Джона Констебла и Томаса Гейнсборо, иллюстрации Рэндольфа Колдекотта, ткани и декоративно-прикладное искусство, например, изысканно расшитую одежду XVII века, керамику Jasperware от Wedgwood, которая часто повторяла старинные орнаменты.
Искусство в доме

Занятия членов семьи искусством тоже вдохновляли её. Отец Поттер, адвокат, в молодости делал наброски, её мать писала акварелью, а брат увлекался пейзажной живописью. Родители были скромными коллекционерами произведений искусства и владели картиной Калдекотта. Она копировала обложки книг «Илиада» и «Одиссея», которые иллюстрировал Джон Флаксман. Флаксман также разработал дизайн многих скульптурных рельефов Веджвуда, которые Поттер когда-то копировала в глине.

Отец Беатрикс был увлечённым фотографом-любителем, и это умение он передал дочери. Он поставлял фотографии для художника-прерафаэлита сэра Джона Эверетта Милле, чья студия находилась неподалёку. Беатрикс часто посещала студию Милле вместе с отцом, где видела Милле за работой. Антробус объяснила, что Милле однажды сказал ей, что многие люди умеют рисовать, но она умеет наблюдать.

«Она тщательно прорабатывала детали, — сказала Антробус. — Поттер так точно рисовала природу, что даже сегодня мы можем узнавать места, которые она рисовала».

Все существа большие и малые

Родители поощряли Беатрикс рисовать и изучать мир природы. У них с братом был целый питомник домашних животных — от обычных собак и кроликов до летучей мыши и совы. Считается, что за всю жизнь у Поттер было 92 домашних животных; большинство из них она подробно изучила, многие стали персонажами её книг.

Поттер хорошо знала животных, поскольку тщательно изучала их дома и в природе. Однажды она бежала за оленем, чтобы увидеть выражение его лица, когда он её заметит. В своих альбомах для зарисовок Поттер рисовала животных, например, мышь, бегущую по странице, она фиксировала каждое её движение.

Хотя Поттер любила своих питомцев, но не была сентиментальна по отношению к ним. Когда умер её кролик Бенджамин Попрыгунчик, в честь которого она создала Бенджамина Банни, она сохранила его шкурку в качестве учебного пособия. Эта шкурка представлена на выставке. Она и её брат записывали лучшие способы сохранения образцов.

Натурализм был распространённым течением в то время. Беатрикс и её брат заполнили свою школьную комнату всевозможными образцами. Окаменелости, птичьи яйца и насекомые, такие как жуки и бабочки, хранились в коллекционном шкафу, который находится на выставке.

Брат и сестра брали некоторых своих домашних животных с собой на долгие летние каникулы в деревню. Каждое лето семья Поттеров на три месяца арендовала дом в деревне — обычная практика состоятельных горожан, стремящихся убежать от гнетущего городского смога.

Поттеры провели много лет в Шотландии, Вест Кантри, а позже в Озёрном крае (на крайнем севере Англии, недалеко от границы с Шотландией), где Беатрикс черпала вдохновение в природе.

«Поттер укладывала своих питомцев в коробки и корзины, чтобы сопровождать их во время отпуска, и неизменно возвращалась домой с новыми друзьями», — пишет Эмма Лоус в каталоге выставки.

Поттер провела большую часть между 20-летием и 30-летием в экспериментах в семейном доме. Она особенно любила изучать грибы и могла бы сделать карьеру миколога. Беатрикс одной из первых продемонстрировала, как работают споры, и даже представила научный доклад в Лондонском Линнеевском обществе естествознания.

Оставив кролика Питера позади

Поттер подчёркивала, что, хотя она и её брат родились в Лондоне, они чувствуют себя как дома в северной сельской местности. Её прадед когда-то владел землёй в Озёрном крае, и все члены её семьи — северяне.

Она называла ферму Хилл Топ с фермерским домом XVII века «самым идеальным местом, в каком я когда-либо жила», а Эствит Уотер, природное озеро в ледниковой долине, — «ультраромантичным». Беатрикс отразила эти чувства в акварели с изображением озера, которая представлена на выставке.

Поттер купила ферму Хилл Топ в Озёрном крае в 1905 году, в год смерти своего жениха Нормана Уорна (сына её издателя). Но только в 1913 году, когда вышла замуж за местного поверенного Уильяма Хилиса, она переехала на постоянное место жительства в Озёрный край, тем самым исполнив давнюю мечту.

В Озёрном крае жизнь Поттер приняла другой оборот — она занялась овцеводством, работала над сохранением местных фермерских традиций и спасением сокращающегося поголовья овец породы хердвик.

К разведению овец она относилась с тем же рвением и вниманием к деталям, что и к своим детским книгам, и её овцы завоевали множество призов. Она поняла, что для спасения овец породы хердвик необходимо сохранить местные фермы и традиционные методы ведения хозяйства.

Сказочный караван

Хотя Поттер никогда не покидала Великобританию, она переписывалась со своими зарубежными поклонниками, некоторые стали её друзьями.

Антробус объяснила, что американцы часто писали Поттер через The Horn Book Magazine, американское издание, для которого она писала и где часто продавала иллюстрации для сбора средств на сохранение части озера Уиндмир, самого длинного и большого озера в Англии в Озёрном крае.

Поттер считала, что американцы лучше понимают детскую литературу и относятся к ней более серьёзно, чем, возможно, люди в Великобритании, сказала Антробус.

В 1929 году она опубликовала «Сказочный караван» исключительно в Америке с издателем Александром Маккеем. Антробус говорит, что «Сказочный караван» отличается от предыдущих книг Поттер. В ней рассказывается о странствующем караване и его путешествии по Озёрному краю, с историями о всех животных, которых они встречают по пути. В этой истории есть и частички её жизни в Озёрном крае. Читатели могут узнать о выносливых овцах породы хердвик и овчарках, которые их пасут. Она посвятила книгу юной американской поклоннице.
Наследие

Поттер однажды написала, что «очень немногие видят красоту природы». Она знала это, поскольку была одной из этих немногих. Она делала всё возможное, чтобы запечатлеть детали. Её любовь к природе была неизменной на протяжении всей жизни.

В последние годы Поттер писала:

«Слава Богу, у меня есть зрение, то есть, лёжа в постели, я могу шаг за шагом пройтись по холмам и неровной земле, видя каждый камень, цветок, болото, и пройти там, где мои старые ноги уже никогда не вынесут меня».

Поттер видела красоту и позаботилась о том, чтобы другие могли увидеть землю, которую она любила, и традиции, которыми она дорожила, сохранив их для будущих поколений.
Антробус сказала, что Поттер жила так, как хотела:

«Я считаю Беатрикс очень мужественным человеком, … не многие люди оставили бы комфортную жизнь ради жизни, которая сделала бы их по-настоящему счастливыми. А она именно так и поступила».

Выставка «Беатрикс Поттер: Влечение к природе» будет проходить в Музее Виктории и Альберта в Лондоне до 8 января 2023 года. Чтобы узнать больше, посетите сайт VAM.ac.uk.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА