Древние образы надежды: Добрый Пастырь

Образ пастуха, несущего на плечах овцу, был хорошо знаком жителям Средиземноморья
Автор: 09.08.2022 Обновлено: 09.08.2022 07:21
К третьему веку нашей эры Римская империя превратилась в объединение измученных народов, живущих в условиях постоянной войны и бесконечной политической нестабильности. Они заглушали свою тревогу удовольствиями и роскошью и изучали множество религий, пытаясь заполнить духовную пустоту. Римская идентичность потеряла смысл для многих граждан, разбросанных по её обширным просторам, и они не знали, что на горизонте маячит падение империи.

Христианская община развивалась в те смутные времена, усугубляемая жестокими гонениями, но всё же она провозглашала послание надежды и света во тьме. Чтобы воплотить эту надежду в визуальной форме, они создали образ Доброго Пастыря, взятый из библейского учения Иисуса.

Несение наших грехов

Объединив Священное Писание с мотивами, знакомыми искушённым зрителям Римской империи, «Добрый Пастырь» стал первым христианским образом, копии которого были найдены от Британии до Испании и Сирии. Однако самая известная версия создана в Риме и хранится в музеях Ватикана.

Древние образы надежды: Добрый Пастырь

Самая известная версия «Доброго пастыря», около 300-350 гг., неизвестный художник, в катакомбах Домитиллы, музеи Ватикана. (Carole Raddato/CC BY-SA 2.0)

Образ пастуха в экзомисе (короткой тунике с одним рукавом), несущего на плечах овцу, был хорошо знаком жителям Средиземноморья.

Греки знали его как Гермеса, любимого посланника богов, защитника пастухов и проводника душ в загробный мир, его часто изображали несущим овцу. Римляне видели в человеке, несущем овцу, идею филантропии: готовность взять на свои плечи бремя другого человека.

Христиане развили эту идею доброты, представив своего пастыря, который берёт на себя бремя греха, чтобы привести души на небеса. Чтобы подчеркнуть божественную силу своего милосердного пастыря, они придали ему черты бога Аполлона.

Скульптура намекает на отрывки из Священного Писания, описывающие воплощение, распятие и воскресение Христа.

Овцы и козлы

Одно из самых ранних наглядных изображений 250-275 года в катакомбах Присциллы в Риме внесло в иконографию своеобразный христианский оттенок: пастух несёт на плечах не милую послушную овечку, а козлёнка.

Сатиры, греческие олицетворения необузданной похоти и невоздержанности, были представлены наполовину как человек и наполовину как коза. Иисус говорил о суде как об отделении овец от козлов. Отвратительные и неприятные, эти существа нашли защитника в Добром Пастыре, который пришёл найти тех, чьи слабости сбили их с пути. Он давал надежду как заблудшим, так и верным.

Древние образы надежды: Добрый Пастырь

Одно из самых ранних изображений «Доброго пастыря» с Христом, несущим на плечах овцу, около 250-275 гг., неизвестный художник, катакомбы Присциллы в Риме. (Public Domain)

Добрый, истинный и прекрасный

Добрый пастырь никогда не был образом упрёка, вины или обличением языческих верований и практик, он был предвестником мира. Он вызывал в памяти любимую римлянами поэзию, восхвалявшую деревенскую и простую жизнь.

Вергилий, самый знаменитый римский поэт, поразил воображение империи идиллическими и мистическими переживаниями, о которых рассказывали пастухи в широко читаемых «Эклогах». Жанр процветал и распространился на изобразительное искусство, о чём свидетельствуют фризы из дома Ливии, жены императора Августа, в Риме в первом веке.

Добрый пастырь исчез, когда Византийская империя получила влияние на старые римские территории, но память о нём сохраняется в католической традиции и сегодня. Каждый год 29 июня в праздник святых Петра и Павла в Риме новых архиепископов награждают палантином из белой шерсти, который накидывают на плечи. Это символизирует их задачу помогать Папе нести души паствы к спасению.

В поздней Империи было много безобразия: войны, болезни, нищета и жестокость, но христиане решили возвыситься над вездесущей грязью и преступностью. Они назвали своего пастыря καλός (калос) — это греческое слово означает не только добрый, но также истинный и прекрасный. Этот призыв к красоте можно охарактеризовать как наказ христианскому искусству на века вперёд. Какими бы суровыми ни были обстоятельства, Добрый Пастырь призывал своих последователей проявить себя с лучшей стороны и стремиться нести надежду и мир в неспокойную эпоху, которая мало чем отличается от нынешней.

Элизабет Лев — искусствовед американского происхождения, преподаёт, читает лекции и проводит экскурсии в Риме.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА