«Леонардо да Винчи» Рафаэлло Моргена. Гравюра. Кливлендский художественный музей. Фрагмент. (Всеобщее достояние)
 | Epoch Times Россия
«Леонардо да Винчи» Рафаэлло Моргена. Гравюра. Кливлендский художественный музей. Фрагмент. (Всеобщее достояние)

Движение Леонардо в обратном направлении

Интервью с Мартином Клейтоном о стремлении Леонардо да Винчи к истине и совершенству
Автор: 20.06.2022 Обновлено: 20.06.2022 06:58
Недавно я брал интервью у Мартина Клейтона, руководителя отдела гравюр и рисунков в Виндзорском замке. В Королевской коллекции хранится самое большое количество рисунков Леонардо да Винчи в мире.

Известный эксперт по Леонардо, Клейтон, организовал выставки в Королевской галерее Букингемского дворца, на которых были представлены эти рисунки. Он также написал несколько книг о Леонардо, включая «Леонардо да Винчи: анатомист», «Леонардо да Винчи: механика человека» и «Леонардо да Винчи: божественное и гротеск».

На протяжении всей этой статьи я ссылаюсь на цитаты из моего разговора с Клейтоном и ссылки из его книги «Леонардо да Винчи: механика человека», а выводы мои.

Мы с Клейтоном обсудили мотивацию к исследованию Леонардо да Винчи, и он с улыбкой сказал мне, что его интерес к Леонардо был продуктом обстоятельств. Клейтону сразу после окончания колледжа посчастливилось получить работу в отделе гравюр и рисунков в Виндзорском замке. Постоянно окружённый рисунками Леонардо, он, естественно, очаровался и полюбил их, особенно анатомические исследования Леонардо.

От анатомии человека к божественной душе

Увлечение Леонардо анатомией также возникло в результате обстоятельств. Первоначально его больше всего интересовало написание трактата о живописи, и изучение анатомии было лишь средством для достижения этой цели. Увлечение сложностью человеческого тела вдохновило его на тщательное изучение анатомии для научного трактата.

Для Леонардо анатомические знания заключались не только в точном воспроизведении скелетной и мышечной структуры для художественных работ, он считал, что сможет лучше понять человеческое существование, если поймёт взаимодействие эмоций и человеческого развития. В «Леонардо да Винчи: Механика человека» Клейтон утверждает: «Ранние анатомические исследования Леонардо были довольно расплывчатыми, поскольку он хотел объяснить каждый аспект человеческого тела, а не только структурную анатомию, но также зачатие и рост, выражение эмоции, природу чувств и так далее».

В поисках истины о человеческом существовании Леонардо перешёл от физической формы человеческого тела к его душе. Изучив опорно-двигательную систему, он предположил, что углубленное изучение нервной системы позволит ему лучше понять и объяснить влияние эмоций на выражение человеческого лица. Однако после того, как нервная система оказалась неадекватной в качестве высшей причины человеческих переживаний, Леонардо понял, что непосредственную ответственность за это несёт нечто более глубокое.

«Структурное, механическое совершенство тела было для Леонардо руководящим принципом в исследовательской кампании. Хотя к Богу никогда не обращаются напрямую, однако Леонардо хвалит „первого композитора такой машины“, и приписывает особенность „мастеру“. Однако чаще „природа“ даётся как автор определённого признака, например: „Здесь вы видите мудрость природы в обеспечении двух причин для движения в каждой конечности“. Он заявил, что „если эта композиция покажется вам чудесным произведением, считайте её ничем по сравнению с душой, обитающей в архитектуре. И действительно, что бы это ни было, это божественная вещь“, — утверждает Клейтон.

Из открытий Леонардо мы можем предположить, что конечной причиной человеческого существования является вливание мудрости мастером-композитором как в природу, так и в божественную душу человека. Это откровение также предполагает, что существует внутренняя связь между хозяином, природой и божественной душой человека.

Анатом за работой

В начале изучения анатомии у Леонардо было не так много человеческих ресурсов для непосредственного изучения. Вскрытие человека для профессионального мастера было трудно найти. По словам Клейтона, «многие из ранних анатомических наблюдений Леонардо, таким образом, были основаны на смеси полученной мудрости, вскрытия животных и простых предположений».

Только в 1503 году, когда Леонардо получил заказ нарисовать фреску битвы при Ангиари (между Миланом и Флорентийской республикой в 1440 году), у него появился более широкий доступ к анатомическим ресурсам, и он вернулся к анатомическим исследованиям в рамках подготовки к крупномасштабной, многофигурной композиции. Хотя Леонардо был сосредоточен на практическом использовании анатомии для точного представления, вскоре интерес к человеку снова стал преследовать его.

«Зимой 1507–1508 гг. ему разрешили вскрыть старика, и через год он, действительно, заявил: „Я вскрыл более 10 человеческих тел“. Количество расчленённых им трупов, по его словам, выросло с 10 примерно в 1509 году до „более 30“ к концу его жизни, а обилие рисунков, основанных на вскрытии человека, подтверждает, что у Леонардо теперь не было недостатка в материале. Следовательно, почти каждый рисунок и утверждение в заметках Леонардо основано на прямом исследовании». («Леонардо да Винчи: Механика человека»).

Клейтон заявил, что, несмотря на интенсивное изучение Леонардо анатомии, в его работах, видимо, отвергаются использования любых анатомических ссылок. «Св. Иоанн Креститель», написанный Леонардо между 1513–1516 гг., является прекрасным примером того, как он использовал мало подробных анатомических данных для изображения человеческого тела. По иронии судьбы, чем больше Леонардо разбирался в анатомических деталях, тем меньше в его работах демонстрировалось их использование для более общего, сверхчувственного подхода.

Художник, учёный и философ

Искусство было для Леонардо научной целью, а его анатомические рисунки — способом структурировать полученные знания. Исследования Леонардо стали не столько посвящены простой практике рисования, сколько синтезу знаний о существовании, которые он искал. Не поэтому ли Леонардо потребовалось так много времени, чтобы завершить сравнительно немногочисленные заказы? Может быть, его больше интересовало получение знаний о человеческом теле и душе, а не создание произведений искусства?

Это сразу напомнило мне о метафизических исследованиях структуры знания философа Просвещения, которые являются более теоретическим подходом к синтезу информации. Через рисование Леонардо занимался экзистенциально-практическим в отличие от теоретической попытки раскрыть тайны существования человека. Возможно, Леонардо философски относился к красоте.

Марсилио Фичино, ведущий философ во времена Леонардо, был первым, кто перевёл произведения Платона с греческого на латынь, что сделало сочинения Платона более доступными для читателя. Фичино написал комментарий к «Симпозиуму» Сократа, тексту о природе любви. В «Симпозиуме» Сократ пересказывает изложение Диотимы о любви: «Существует шесть видов любви, и каждый из них помещён на ступеньку лестницы, представляющей восхождение любви от физического к духовному». Он предлагает сначала найти любовь к красивому, на наш взгляд, человеку, но после того, как страсти успокоятся, наша любовь выразится для всего существования. Наконец, путём дальнейшего совершенствования мы можем полюбить и саму красоту.

Точно так же, что, если Леонардо пытался перейти от частных переживаний красоты к более общему, идеальному пониманию красоты? Леонардо, казалось, двинулся назад от анатомии трупа к эмоциям, нервной системе, затем к природе, прежде чем перейти к «божественной» душе и, наконец, к «композитору». Является ли стремление Леонардо к анатомическим знаниям также движением к тому, что он считал божественным, к идеалу?

Примерно в 1490 году Леонардо на основе архитектурного трактата «Об архитектуре» создал «Витрувианского человека», написанного римским архитектором Марком Витрувием Поллио, в котором заявил:

«Именно так части Храмов должны соответствовать друг другу и всему. Пупок естественным образом расположен в центре человеческого тела, и если у человека, лежащего лицом вверх, с вытянутыми руками и ногами, от пупка как центра описать круг, он коснётся его пальцев на руках и ногах. Но не только кругом ограничено человеческое тело, это можно увидеть, если поместить его в квадрат. Для измерения от ступней до макушки головы, а поперёк вытянутых рук мы находим, что последняя мера равна первой, так что линии, расположенные под прямым углом друг к другу и окружающие фигуру, образуют квадрат».

Леонардо вписал круг и квадрат в соответствии с двумя позициями, которые занимает человеческая форма: одна с вытянутыми руками и ногами, а другая с руками, перпендикулярными остальной части тела. Многие художники пытались нарисовать идеальную человеческую форму, используя геометрический круг и квадрат в качестве отправной точки, что привело к тому, что их нарисованные фигуры имели удлинённые конечности и маленькие головы. Вместо того, чтобы пытаться подогнать человеческую форму в круг или квадрат, Леонардо начал с истинного и точного изображения человеческого тела, представленного природой, и вернулся к идеалу.

Леонардо стремился к идеальному телу не только посредством общих геометрических форм. В издании Oxford World Classics своих «Записных книжек» он также сравнил микрокосм тела с макрокосмом мира:

«Видя, что если человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, то это тело похоже на землю. В то время как человек имеет кости в качестве опоры и основы для плоти, в мире есть камни, которые являются опорой земли. В то время как у человека внутри есть лужа крови, в которой лёгкие при дыхании расширяются и сжимаются, так и земное тело имеет океан, который также поднимается и опускается каждые шесть часов с дыханием мира. Как из упомянутой лужи крови выходят вены, разветвляющиеся в человеческом теле, так и океан наполняет тело земли бесконечным числом вен воды».

Леонардо пытался сбалансировать объединение искусства и науки. Клейтон предполагает, что его «забота о пропорциях является основным элементом ранних анатомических исследований Леонардо. Но в попытке определить идеальные пропорции человека наблюдения Леонардо становились всё более детальными, поэтому формула идеальной красоты казалась отдалённой. В начале 1490-х годов исследования Леонардо человеческого тела, его строения и явлений жизни прекратились».

Стремление Леонардо к совершенству помешало ему его достичь. Мы с Клейтон согласились, что, возможно, исследования Леонардо, независимо от их научной и художественной природы, были, скорее, выражением характера человека, заинтересованного в раскрытии тайн Вселенной. Таким образом, его художественные и научные занятия были актом личного исследования и развития.

Я спросил Клейтона, какой совет, по его мнению, дал бы Леонардо занимающимся сегодня подобными делами. Он ответил: «Нарисуй, потом подумай, потом нарисуй ещё».

Эрик Бесс — практикующий репрезентативный художник и докторант Института докторских исследований в области визуальных искусств (IDSVA

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА