Семья Гатто, 1850 год, Жан Огюст Доминик Энгр. Переработанная литография и карандашный набросок. (Общественное достояние). | Epoch Times Россия
Семья Гатто, 1850 год, Жан Огюст Доминик Энгр. Переработанная литография и карандашный набросок. (Общественное достояние).

Гармония: графические семейные портреты Жана Огюста Доминика Энгра

Семьи эпохи Наполеона оживают в искусных карандашных зарисовках
Автор: 22.01.2023 Обновлено: 22.01.2023 14:27
Семьи, жившие во Франции в эпоху Наполеона, строили крепкие и жизнестойкие дома. И материалом для них были не только кирпичи и известковый раствор, но и забота, и любовь.

Это видно по искусным портретным наброскам Жана Огюста Доминика Энгра (1780-1867), запечатлевшего процветающие и любящие семьи среднего класса того времени.

Родители и дети

На многих своих рисунках Энгр показал сильную связь родителей и ребёнка через их проявления любви. Приступив к работе над портретом, Энгр внимательно наблюдал за лицом каждого портретируемого. Однажды он сказал:

«Чтобы по-настоящему преуспеть в портрете, прежде всего нужно проникнуться лицом, которое хочешь нарисовать, долго, внимательно, со всех сторон смотреть и размышлять о нём и даже посвятить этому отдельное время».

В наброске Чарльза Хейярда и его дочери Маргариты мы видим, как отец обнимает её, и маленькая девочка с детским обожанием прижалась к отцу. Судя по цилиндру на стуле, Хейярд только что вернулся откуда-то или собирается уходить, поскольку на нём надето пальто. Дочь приветствует отца или, возможно, провожает. Её поза непосредственная и непринуждённая.

Молодая семья

На рисунке Энгра, изображающем семью Александра Летьера, глава семьи изображён с женой и маленькой дочерью. У супругов доброе выражение лиц, отражающее тёплые отношения в семье.

Это всего лишь карандашный набросок, но его композиция превосходна.

Малышка, чьё счастливое личико отражает гармоничную семью, сидит на руках матери, в то время как её отец стоит, будто защищая их обеих. Энгр более тщательно прорисовывает лица, чтобы привлечь к ним внимание зрителя.

Образ подвижного младенца на портрете Летьера требовал быстрого рисования, при этом художник смог реалистично передать черты лица и настроение ребёнка.

Художественный обозреватель New York Review of Books Сэнфорд Шварц отмечает, что рисунки Энгра очень живые.

«Энгр сделал натурщиков более физически осязаемыми и психологически присутствующими, чем они, возможно, когда-либо были в портретном жанре».

Действительно, у Энгра был свой способ передать суть личности моделей, и эта безошибочная точность была результатом тщательного наблюдения.

«Он даже запечатлевает их застенчивость в позировании», — отметила покойная Агнес Монган, директор художественного музея Фогга при Гарвардском университете в Кембридже, штат Массачусетс, согласно ArtistsNetwork.

Составная композиция

Окончательный эскиз был сделан из нескольких листов бумаги, вырезан и положен для окончательной композиции.

Самым необычным семейным портретом Энгра был портрет родственников его близкого друга Эдуарда Гатто, выполненный в 1850 году. На самом деле это воображаемая семейная сцена. Художник изобразил вместе умерших и живущих.

Отец Гатто, гравёр и медалист Николас-Мари, и его мать Луиза-Розали скончались. Отец скончался 18 лет назад, а мать за 3 года до создания рисунка. Гатто, который на рисунке выглядит молодым человеком, на момент создания портрета было 62 года.

Для оформления рисунка Энгр использовал три литографии родителей Гатто и Эдуарда, выполненные Клодом Мари Франсуа Дьеном по рисункам Энгра. Гравюры были уничтожены во время хаоса Парижской коммуны в 1871 году. Энгр вырезал фигуры из гравюр и разместил их на листе большего размера.

Он изобразил внучку старшего Гатто, Памелу де Гарданн, позади основной группы, в то время как в крайнем левом углу на заднем плане изображена кузина Эдуарда, мадам Анфри.

Смешанная семья

Семьи иногда меняются; в них появляются новые дети, и обстоятельства сводят вместе изначально неродных людей. Даже такой могущественной большой семье Наполеона приходилось сталкиваться с проблемами.

У Наполеона было четыре брата, которым были даны титулы и власть в империи. Портрет семьи Люсьена Бонапарта, написанный Энгром, представляет наполеоновский идеал смешанной семьи.

Младший Бонапарт, Люсьен, женился во второй раз, и его вторая жена, Александрин, хотела получить портрет работы Энгра. Он сделал живой портретный набросок семьи Люсьена, в котором музыка играла центральную роль.

Александрин, сидящая в центре, окружена детьми: Шарль прислоняется к креслу матери, маленький Луи-Люсьен у неё на коленях, а Поль-Мари сидит на полу.

В левом углу Анна Жубертон, дочь от первого брака Александрин, держит лиру. Одна из дочерей Люсьена от первого брака играет на спинете, а другая, Кристин Египте, сидит на табурете с корзиной цветов. Другие дочери Люсьена, Джованна и Летиция, стоят на заднем плане.

Музыкальные инструменты играют важную роль в этом рисунке. Сам Энгр играл на скрипке.

Техника мастера

Приведённые выше рисунки демонстрируют уверенность и мастерство, обретённые благодаря практике. Фрэнк Райт, художник и профессор истории искусств Университета Джорджа Вашингтона, утверждает, что

«Энгр был великолепно подкован технически. Он был одним из самых удивительно уверенных портретистов, которые когда-либо жили. Когда он рисовал линию, он делал это очень уверенно. Это одна из тех вещей, которым вы не можете научиться у Энгра, но о которых вы можете знать. Это нечто внутреннее».

Жизнь Энгра была погружена в искусство.

«Я вырос в красном мелу, — однажды заявил Энгр. Он держал свой графитовый инструмент для рисования наготове.

«Он всегда рисовал острым концом, иногда даже в форме долота, что позволяло ему изменять толщину линии и переходить от острой к широкой», — писал гравёр и историк искусства Авигдор Ариха в каталоге недавней выставки Энгра.

Энгр учился, копируя рисунки своего отца и работы великих мастеров. Рисунки мастера эпохи Возрождения Рафаэля оказали большое влияние на художника, но он также учился у своих знаменитых современников, в частности, у Жака Луи Давида.

Сделав более чем 4000 рисунков, Энгр достиг совершенства в технике рисования. Сегодня преподают два стиля рисования: открытую форму и закрытую форму. Открытая форма означает, что нарисованная фигура не будет заключена в контур.

Энгр усовершенствовал замкнутую форму, поскольку его фигуры были обведены контурной линией.

«С помощью графитовой линии, которая постоянно и точно настраивается — то узкая, то толстая, он определяет контуры с замечательным диапазоном модуляций. Форма описывается прежде всего такими калибровками контура, а также направлением линии», — сказал Монган.

Художник и преподаватель живописи Филипп Уэйд также сказал:

«Его рисунки отличаются тщательным сохранением формы, идеальными линиями и тонкими градациями тонов. Я никогда не видел никого, кто мог бы делать наброски так же хорошо, как он».

Учитель гармонии

В 1801 году художник получил престижную французскую премию Prix de Rome для поездки в Рим, где позже был назначен директором Французской академии. В Риме он продолжил традицию обучения молодого поколения: он «…взялся за то, чтобы дать своим ученикам прочную базу техники рисования, чтобы продолжить традиции Ренессанса, а также обеспечить хорошую отправную точку, с которой могла бы развиваться их карьера художника», согласно веб-сайту History of Art.
Обучая, Энгр использовал музыкальные метафоры:

«Если бы я мог сделать из вас всех музыкантов, вы бы тем самым выиграли как художники. Всё в природе — это гармония; слишком много или слишком мало нарушает гамму и даёт фальшивую ноту. Нужно учить правильно владеть карандашом или кистью в той же степени, что и голосом; правильность форм подобна правильности звуков».

В его рисунках семей того времени царила гармония. Портреты Энгра показывают, что члены семьи занимаются разными видами деятельности, но живут гармонично. Гармония — это то, что делает семью крепкой в любом возрасте. Живые и проницательные портретные зарисовки семей эпохи Наполеона, сделанные Энгром, признаны величайшим наследием.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА