Художник Иван Владимиров. Революция глазами очевидца
Эти картины художник не афишировал, они были глубоко спрятаны от общественностиВ разгар революции Владимиров служил в Петроградской милиции, поэтому имел возможность писать сюжеты прямо с натуры, показывая порой очень неприглядные стороны того периода истории.
«Настоящий художник должен быть правдив», — говорил Владимиров.
Одной из таких правдивых работ стала картина под названием «В театре. Царская ложа», созданная в 1918 году. На полотне мы видим послереволюционную сцену в театре. Здесь изображены «победители», которые оккупировали царскую ложу.
Удручающее зрелище молодых, но уже опухших от пьянства лиц, одинаковых в своей невыразительности, постоянно что-то пьющих, жующих и курящих. Невольно в памяти всплывают рассказы Аверченко, Зощенко, Булгакова, Мариенгофа и других авторов, в красках описывающих революционные и постреволюционные годы.
Глядя на эти работы, машинально возникает вопрос: как можно было в то время рисовать такое и остаться живым, причём даже прожить неплохую и не короткую жизнь?
Оказывается, эти картины художник не афишировал. Они были глубоко спрятаны от общественности, а часть из них долгое время и вовсе находилась за границей. Для широких масс Владимиров писал обычные социалистические сюжеты.
Как же контрреволюционные картины попали за границу? Дело в том, что Иван Владимиров хорошо знал английский язык, поэтому легко сошёлся с Американской администрацией помощи (ARA), работающей в послереволюционном Петрограде.
Художник активно участвовал в деятельности этой организации и завёл там друзей, через которых и передавал свои рисунки.
Всего было передано около 50 работ, которые сейчас находятся в архиве Гуверовского института, в собрании библиотеки Брауновского университета, а также в частных коллекциях.
Здесь может встать другой вопрос: не был ли художник двуличным? На самом деле в то время всё было не так однозначно. Сначала Иван Владимиров поддерживал левые идеи и с восторгом встретил революцию, но когда столкнулся с её реалиями, начал менять мнение.
Своими работами мастер хотел показать, что революция — это смерть, грабёж, голод, разруха и зло в целом. Вот как описывал порывы большевиков пролетарский поэт Владимир Кириллов:
Мы во власти мятежного, страстного хмеля;
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты»,
Во имя нашего Завтра — сожжём Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего,
Обескровленной мудрости мы отвергли химеры;
Девушки в светлом царстве Грядущего
Будут прекрасней Милосской Венеры…
Однако большинство участников этих событий даже не интересовало светлое грядущее. Их беспокоили более насущные вещи, что видно по картине «Погром винного магазина».
В начале 20-х годов художник, как и многие другие представители русской интеллигенции, думал, что безумные коммунистические эксперименты — это всего лишь временное недоразумение, которое должно вскоре закончиться. Но когда выяснилось, что всё это всерьёз и надолго, Владимирову волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать