«В театре. Царская ложа», Иван Владимиров, 1918 год. (Public Domain)
 | Epoch Times Россия
«В театре. Царская ложа», Иван Владимиров, 1918 год. (Public Domain)

Художник Иван Владимиров. Революция глазами очевидца

Эти картины художник не афишировал, они были глубоко спрятаны от общественности
Автор: 25.11.2021 Обновлено: 27.11.2021 10:00
Живописец Иван Владимиров стал свидетелем тяжёлого для России времени, которое он талантливо воплотил на своих полотнах. Художник очень любил делать документальные зарисовки и писать картины, которые отражают реальное положение дел.

В разгар революции Владимиров служил в Петроградской милиции, поэтому имел возможность писать сюжеты прямо с натуры, показывая порой очень неприглядные стороны того периода истории.

«Настоящий художник должен быть правдив», — говорил Владимиров.

Одной из таких правдивых работ стала картина под названием «В театре. Царская ложа», созданная в 1918 году. На полотне мы видим послереволюционную сцену в театре. Здесь изображены «победители», которые оккупировали царскую ложу.

Удручающее зрелище молодых, но уже опухших от пьянства лиц, одинаковых в своей невыразительности, постоянно что-то пьющих, жующих и курящих. Невольно в памяти всплывают рассказы Аверченко, Зощенко, Булгакова, Мариенгофа и других авторов, в красках описывающих революционные и постреволюционные годы.

Глядя на эти работы, машинально возникает вопрос: как можно было в то время рисовать такое и остаться живым, причём даже прожить неплохую и не короткую жизнь?

Оказывается, эти картины художник не афишировал. Они были глубоко спрятаны от общественности, а часть из них долгое время и вовсе находилась за границей. Для широких масс Владимиров писал обычные социалистические сюжеты.

Как же контрреволюционные картины попали за границу? Дело в том, что Иван Владимиров хорошо знал английский язык, поэтому легко сошёлся с Американской администрацией помощи (ARA), работающей в послереволюционном Петрограде.

Художник активно участвовал в деятельности этой организации и завёл там друзей, через которых и передавал свои рисунки.

Всего было передано около 50 работ, которые сейчас находятся в архиве Гуверовского института, в собрании библиотеки Брауновского университета, а также в частных коллекциях.

Здесь может встать другой вопрос: не был ли художник двуличным? На самом деле в то время всё было не так однозначно. Сначала Иван Владимиров поддерживал левые идеи и с восторгом встретил революцию, но когда столкнулся с её реалиями, начал менять мнение.

Своими работами мастер хотел показать, что революция — это смерть, грабёж, голод, разруха и зло в целом. Вот как описывал порывы большевиков пролетарский поэт Владимир Кириллов:

Мы во власти мятежного, страстного хмеля;
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты»,
Во имя нашего Завтра — сожжём Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего,
Обескровленной мудрости мы отвергли химеры;
Девушки в светлом царстве Грядущего
Будут прекрасней Милосской Венеры…

Однако большинство участников этих событий даже не интересовало светлое грядущее. Их беспокоили более насущные вещи, что видно по картине «Погром винного магазина».

В начале 20-х годов художник, как и многие другие представители русской интеллигенции, думал, что безумные коммунистические эксперименты — это всего лишь временное недоразумение, которое должно вскоре закончиться. Но когда выяснилось, что всё это всерьёз и надолго, Владимирову волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА