Илия и критическая расовая теория: цикличность истории

Существует своего рода эхо-камера, в которой события прошлого повторяются в новом обличье
Автор: 02.12.2021 Обновлено: 02.12.2021 13:27
Царь Соломон, предполагаемый автор Екклезиаста, заметил, что нет ничего нового под солнцем; и, похоже, не будет. Возможно, более точно Марк Твен выразил это следующим образом: «История не повторяется, но она часто рифмуется».

Существует своего рода эхо-камера, в которой события прошлого повторяются в новом обличье. Эти личины скрывают, в чём заключается реальная проблема (или проблемы), обычно за счёт создания нового термина или языка, который звучит завлекательно и свежо, но на самом деле такой же несвежий, как старый заплесневелый тост.

Люди, замечающие такие странные повторения, — это те, кто изучал одну из множества дисциплин: историю, мифологию, теологию, литературу и некоторые другие. В общем, эти дисциплины назывались «гуманитарными».

Именно в гуманитарных науках мы, так или иначе, овладеваем языком и моделями человеческого опыта. Это означает, что мы учимся думать, постигаем особенности человеческого мышления и деятельности.

Это общий момент. Но какой конкретный пример я имею в виду, когда говорю, что история циклична?

Марксизм под другим названием

Пожалуй, если оглянуться на 2020 год, самым крупным событием, повлиявшим на жизнь людей после пандемии, стала критическая расовая теория. Её влияние, кажется, растёт с каждым годом.

Хотя очень важно, чтобы теории создавались, и если эти теории пропагандируют то, как надо относиться к другим, в частности, к тому, что каждый имеет право на уважение, возможности и достижения, тогда это хорошо.

Однако не все теории хороши. К чему на самом деле привели теории Карла Маркса, несмотря на все их разговоры о социальной справедливости и равенстве? На самом деле они привели к массовому уничтожению людей в СССР, Китае и везде, где господствовал коммунизм.

Илия и критическая расовая теория: цикличность истории

Карл Маркс (1818–1883), около 1875 года. (Roger Viollet Collection/Getty Images)

Более того, мы видим, как старые ереси (теории) всплывают в новом обличье. Это похоже на COVID-19: есть оригинальный вирус, но затем появляются его разновидности, и некоторые из них более смертоносны, чем оригинал.

Обычно считается, что теория — это система идей, предназначенная объяснить что-либо, учитывать реальность или часть реальности. Но как отмечает английский культурный критик Теодор Далримпл в City Journal, с Марксом дело обстоит иначе:

«Эсхатология Маркса, лишённая всякого здравого смысла, всякого знания человеческой природы, опиралась на абстракции, которые были для него более реальными, чем реальные люди вокруг него».

Другими словами, вся теория опирается даже не на идеи, а на абстракции, полностью лишённые здравого смысла и эмпирической проверки.

Так к чему я клоню? Критическая расовая теория очень похожа на марксизм и нисколько не способствует достижению каких-либо значимых целей, например, таких, как гармоничное сосуществование народов в обществе. Вместо этого я вижу странную аналогию с марксистскими проектами XX века, а также с его более поздними начинаниями.

Илия и критическая расовая теория: цикличность истории

Посетительница у мемориальной ступы на «Поле смерти» Тьэнгъаека, где находятся тысячи черепов убитых во время режима Пол Пота, Пномпень, Камбоджа. (Omar Havana/Getty Images)

По сути, все извращённые философии ведут к извращённым действиям. Как сказал Ральф Уолдо Эмерсон: «Предшественницей каждого действия является мысль». Маркс провёл большую часть своей жизни в читальном зале Британского музея. Вряд ли можно было бы подумать, что это прелюдия к созданию сталинских ГУЛАГов, но одно следовало за другим.

Точно так же, в другой крайности, у Ницше и его концепции о «сверхчеловеке» появились поклонники-нацисты. И «ценностные суждения являются предварительным условием для действия», говорит Джордан Б. Питерсон, и он прав.

Подробно критиковать критическую расовую теорию не получится, но мы можем взглянуть на одно маленькое извращённое действие, вытекающее из теории.

Преклонение колена перед Ваалом

Вы, возможно, помните в книге Царств, глава 19, невероятные приключения Илии, пророка Израильского царства. Он убил лжепророков Ваала, а затем бежал в страхе за свою жизнь; более того, он отчаялся и просил Бога забрать его жизнь. Затем он спрятался в пещере на горе Хорив и сказал Богу с оттенком жалости к себе:

«Возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять её».

Остался только он один, размышляет Илия перед Богом. Всех хороших людей убили. Все мертвы, кроме него.

Каков ответ Бога? Помимо прочего, в завершение Бог произнёс:

«Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его».

Очевидно, Илия этого не ожидал! Проблема чрезмерного осознания своей добродетели заключается в том, что это может привести к состоянию, при котором человек думает, что он единственный добродетельный человек!

Преклонение колена перед Ваалом очень значимо. Преклонение колена — это не жест простой солидарности, это, прежде всего, знак поклонения, а также символ почтения перед императором или королём.

Доминик Рааб, бывший министр иностранных дел Великобритании, сказал в радиоинтервью в июне 2020 года, что жест преклонения колена кажется ему «символом порабощения и подчинения, а не освобождения и раскрепощения».

Преклонение колена — это, по сути, отрицание свободы, потому что человек ставит принцип на богоподобный пьедестал за пределами своего разума. И здесь мы возвращаемся к необходимости настоящих уроков по истории, мифологии, теологии, литературе и так далее, чтобы начать «процесс прививки» молодёжи от упрощённых идей или идеалов, облечённых в причудливые названия вроде «критической расовой теории». Теория на самом деле является золотым тельцом, которому предстоит поклоняться.

Когда говорим здесь о прививке, мы имеем в виду развитие способности эффективно мыслить, что и обеспечивает настоящее гуманитарное образование.

Если бы мы направили наше критическое мышление на западную культуру, то можно было бы сказать, что последние 70 лет или около того Запад поклонялся собственному золотому тельцу: мамоне или деньгам. Это поклонение тоже ограничивает, а не даёт свободу — так поступают все ложные боги.

Однако на Западе всё ещё есть большой выбор. Мы не обязаны преклонять колено перед мамоной так, как, скажем, северокорейцы преклоняют колено перед своим политическим богом. Но если культура коленопреклонения зародилась, кто знает, как далеко она распространится?

Мы свободные люди, и, как Илия и 7 тыс. других израильтян, должны противостоять этому ложному поклонению. «По плодам их узнаете их» сказал один великий лидер, и мы можем легко увидеть «плоды» критической расовой теории.

Джеймс Сейл опубликовал более 50 книг, последняя из которых «Составление карты мотивации для самых эффективных команд» (Routledge, 2021). Он выиграл первый приз в ежегодном конкурсе Общества классических поэтов 2017 года, выступив в Нью-Йорке в 2019 году. Его последний сборник стихов — HellWard.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА