«Голубь на ветке персика», династия Северная Сун, работы императора Хуэйцзун (1082–1135). Тушь и цвет на шелковом свитке, 28,5 на 26 см. (Общественное достояние / частная коллекция в Японии)
 | Epoch Times Россия
«Голубь на ветке персика», династия Северная Сун, работы императора Хуэйцзун (1082–1135). Тушь и цвет на шелковом свитке, 28,5 на 26 см. (Общественное достояние / частная коллекция в Японии)

Искусство китайской живописи в эпоху династий

Автор: 03.09.2021 Обновлено: 05.09.2021 07:43
Картины с птицами и цветами древнего Китая проливают свет на богатство традиционной китайской культуры и философии. От эпохи династии Сун до династии Цин этот жанр живописи был любимым предметом классических китайских художников и демонстрирует умение ценить природу и находиться в гармонии с ней.

Живопись птиц восходит к династиям Шан (1600–1046 до н. э.) и Чжоу (1046–256 до н. э.), когда абстрактные изображения птиц были выгравированы на бронзовой керамике. Однако именно во времена царства Вэй (220–265) художники начали специализироваться на рисовании птиц и цветов, чтобы сформировать новый жанр.

По мере того как художники совершенствовали свои техники, жанр достиг пика во время династии Сун (960–1279) и получил дальнейшее развитие при династии Юань (1206–1368), продолжая процветать во времена династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911).

Эти произведения искусства не должны были быть просто изображениями природы, они также должны были передавать значение, содержащееся в символах. Например, пышное цветение пиона олицетворяет богатство и роскошь. Красота цветка лотоса, поднявшегося из грязных глубин, олицетворяет чистоту и нравственную целостность.

Целебные свойства хризантемы означают сильную жизнь, наполненную положительной энергией. Цветки сливы не вянут в суровую зиму и олицетворяют настойчивость и решительность.

Что касается птиц, то павлины олицетворяют божественность и силу, журавли — долголетие, а пара уток — любовь.

Династия Сун

Техника рисования птиц и цветов достигла зрелости во времена династии Сун, и многие художники специализировались в этом жанре. При дворе династии Сун было больше всего картин с птицами и цветами, чем любого другого вида живописи.

Художники тщательно изучали жизнь птиц, чтобы разработать глубину и разнообразие техник для их реалистичного изображения. В результате художники эпохи Сун смогли развить дотошную технику тонких мазков.

Император Хуэйцзун (его личное имя — Чжао Цзи) из династии Сун был заядлым покровителем искусств и оказал влияние на развитие академического стиля живописи при дворе Сун.

Сам он — прославленный художник, его работы известны своими яркими красками, живостью и реалистичным, скрупулёзным стилем. Его картина «Голубь на ветке персика» изображает красочного голубя, сидящего на ветке с цветущими цветами персика. Чжао Цзи проиллюстрировал только один полностью распустившийся цветок с ещё распускающимися цветками, чтобы не отвлекаться от голубя.

В картине «Золотой фазан, покоящийся на ветке гибискуса» Чжао Цзи изображает фазана, сидящего на цветущих ветвях гибискуса. Его шея повёрнута, чтобы смотреть на двух бабочек, парящих над клумбой из цветков хризантем внизу.

Чжао Цзи также написал стихотворение, восхищаясь пятью достоинствами фазана: литературным талантом, воинской добродетелью, доброжелательностью, храбростью и надёжностью.

Тщательные детали в обеих частях показывают, что художники академии достигли высокого уровня технического мастерства.

Династия Юань

В то время как императорский двор задавал тон художественному вкусу в династии Сун, династия Юань стала свидетелем появления и господства литературного движения. Завоевание Китая монголами ограничило возможности художников, оставшихся без покровительства двора. В поисках нового направления эти художники под влиянием литературоведов начали отворачиваться от реализма.

Художники-литераторы разработали различные техники, такие как стиль рисования от руки, и избегали чрезмерно отполированного стиля. Они стремились передать внутренний дух предмета и выразить свои личные чувства в своих работах.

В картине Чжан Чжуна «Увядший лотос и водяные птицы» пара уток-мандаринок изображена на берегу пруда с лотосами. Кажется, что величественный мужчина ковыляет к воде, а женщина приседает за ним. Рогоз и увядшие листья лотоса гнутся на ветру.

В литературном стиле Чжан Чжун использует простую манеру рисования от руки, чтобы изобразить листву, и сочетает ее с тонкими, нежными мазками. Его использование довольно однотонных чернил светлых и тёмных тонов во всём произведении также характерно для литературного стиля.

Династия Мин

Художники, изображавшие птиц и цветы при династии Мин, унаследовали академический стиль Сун, но с вариациями. Тщательная техника мазков явно была заимствована из академии Сун, но картины династии Мин в этом жанре демонстрировали больший формат с более сложными композициями, обилием деталей и более яркими цветами.

В картине Инь Хун «Сотни птиц, любующихся павлинами» изображены два павлина, окружённые иволгами, удодами, дятлами, зябликами, фазанами и сороками, которые оживляют чернослив и цветы пиона. Большинство видов птиц изображено парами.

Павлины, самец и самка, олицетворяют императора и императрицу соответственно, в то время как другие птицы представляют придворных чиновников, отдающих дань уважения императорской семье.

В картине «Осенние цапли и гибискус» Лу Цзи изображает прекрасный осенний день на берегу пруда с листьями лотоса и цветущим гибискусом. Две парящие белые цапли входят в сцену, следуя одна за другой, когда они присоединяются к третьей, стоящей на переднем плане. Две синицы сидят на ветке плакучей ивы, которая тянется по диагонали и грациозно качается на ветру.

Живопись Лу Цзи представляет собой тонкую, плавную технику, которая идёт рука об руку с лиризмом этой композиции — ещё один прекрасный пример стиля птиц и цветов при дворе Мин.

Династия Цин

Придворные художники времён династии Цин изначально следовали традициям двора Мин. Однако контакты с Западом через торговлю и миссионеров-иезуитов росли.

Император Цяньлун даже нанял итальянского художника-миссионера Джузеппе Кастильоне для службы при дворе Цин. В результате культурного обмена родилась новая школа живописи.

Природная фауна и флора были бесконечными источниками вдохновения, как для китайских, так и для европейских художников. Тем не менее жанр показал значительные различия в культурах. Цветочная живопись, в частности, стала предметом восхищения в эпоху барокко 17 века. На голландских художников повлияла научная революция, когда в ботанике были достигнуты значительные успехи. Художники изучали научно точные иллюстрации, чтобы изобразить свои натюрморты.

С другой стороны, древние китайские художники всегда изображали цветы, расположенные в их первоначальной среде обитания, при этом воплощая в себе поэтическое чувство, объединяющее живопись, поэзию и каллиграфию — вместе известные как «Три совершенства».

Чёткие инструкции императора Цяньлуна при заказе картины «Павлин раскрыл перья хвоста» заключались в том, что Кастильоне должен был представить сплав китайской и западной живописи. Таким образом, изделие демонстрирует богатую демонстрацию рулевых перьев с ослепительными узорами.

Действие происходит в императорском саду с магнолиями, пионами и цветущей вишней среди скал нефритового цвета. Присмотревшись к листьям и шее павлина, можно увидеть использование западной техники изменения света и тени, в то время как скалы изображены в китайской технике кисти и туши.

Майк Кайвыпускник Нью-Йоркской Академии искусств Фей Тянь и Калифорнийского университета в Беркли.

Источник: The Epoch Times

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА