История создания картины Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Это одна из самых обаятельных передвижнических картин художника
Автор: 05.04.2023 Обновлено: 04.07.2023 16:53
В 70-е годы XIX Константин Егорович Маковский много путешествовал по России, привозил зарисовки, а иногда и готовые картины из Саратовской, Тверской и Тамбовской губерний. Но эту картину он заканчивал в Петербурге. У неё весьма интересная история.

Мы видим босоногую девочку, в переднике у неё завязаны собранные грибы, на спине сидит маленький братишка, крепко обхватив сестрёнку пухлыми ручками. Девочка одета в простенький сарафан. Она испуганно оглядывается туда, откуда идут тучи, прикидывая, успеют ли они добраться до дому, прежде чем хлынет ливень.

История создания картины Маковского «Дети, бегущие от грозы»
«Дети, бегущие от грозы», Холст, масло, 1872 год. К. Маковский. (Фото: artchive.ru)

Небо затянуто, физически ощущается, какой там тяжёлый, душный воздух. Порывы ветра клонят высокую траву, развевают выбившиеся из-под косынки светлые волосы малышки и словно подталкивают детей. Ненадёжный мостик через болотце ощутимо шатается под ногами девочки. Великолепно написано небо, в нём отражено всё разнообразие предгрозового состояния: надвигающиеся тучи, проблески солнца.

Эту девочку Маковский встретил в Тамбовской губернии. Однажды он вышел на этюды с мольбертом, и вокруг него собралась стайка деревенских ребятишек. Одна бойкая глазастая девчонка спросила:

«А что ты делаешь?»

Художник ответил, что рисует, и предложил и её нарисовать. Договорились назавтра устроить «сеанс». На следующий день вокруг Маковского собралось ещё больше детворы, но той девочки не было. Потом пришёл её маленький братик и рассказал, что сестрёнка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь успеть домой до дождя, девочка посадила малыша себе на спину.

Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась, увязла и совсем промокла. Братишка выбрался на берег. К вечеру у девочки поднялся жар, и она лежала в постели, сил набиралась. Эта история легла в основу картины и дала ей название. Маковскому очень хотелось показать той глазастой девчушке эту картину.

Стоит отметить, что Маковского, даже в период увлечения народничеством, нельзя было назвать певцом сирых и убогих. Его люди из народа, как правило, очень красивые, дети непременно пухленькие, со здоровым румянцем на щеках.

Кажется, что их можно «перенести» в салоны и богатые хоромы. Это касается и симпатичных ребятишек на этой картине, и прекрасной «Жницы» с малышами, и изящной «Селёдочницы», и «Девочки в платке», и многих других персонажей его картин.

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА