«Умирающий лев» (Люцернский лев), 1819 год, Бертель Торвальдсен. Гипсовый слепок; 84 см на 160 см. Музей Торвальдсена, Копенгаген, Дания. (Jakob Faurwig/Thorvaldsen Museum)
 | Epoch Times Россия
«Умирающий лев» (Люцернский лев), 1819 год, Бертель Торвальдсен. Гипсовый слепок; 84 см на 160 см. Музей Торвальдсена, Копенгаген, Дания. (Jakob Faurwig/Thorvaldsen Museum)

Как неоклассик Бертель Торвальдсен сделал искусство снова великим

Этот датчанин был одним из величайших неоклассических скульпторов
Автор: 15.09.2022 Обновлено: 15.09.2022 11:20
Когда просят назвать трёх великих скульпторов, первыми на ум приходят Микеланджело, Донателло и Бернини. А я бы назвала Бертеля Торвальдсена.

Он считал, что единственный способ стать великим художником — это копировать классическое искусство. И он стал одним из лучших неоклассических скульпторов своего времени.

Даже итальянец Антонио Канова, которого многие считают величайшим неоклассическим скульптором, восхищался работами Торвальдсена.

Они работали в Риме в одно и то же время, когда во второй половине XVIII века витиеватый и театральный стиль рококо уходил в прошлое и развивался новый стиль. Художники обращались к принципам античного мира. Искусство стало простым и изысканным, с идеальными фигурами и сдержанными эмоциями, что вместе создавало гармоничный эффект и взывало к интеллекту. Классические скульптуры часто изображают обнажённых героев, божеств или полубожественных существ. Этот стиль иногда называют «героической» или «идеальной» наготой.

Торвальдсен впервые узнал о римском классицизме в Дании от своих учителей — скульптора Йоханнеса Видевельта и художника Николая Абильдгарда в Королевской датской академии изящных искусств в Копенгагене. Благодаря своей склонности к рисованию, Торвальдсен начал обучение в академии, когда ему было всего 11 лет.

Он вырос, учась и помогая своему отцу, художнику и резчику по дереву, создавать украшения для кораблей. Он продолжал помогать ему на верфи, пока учился в академии.

Когда один из его наставников, Абильдгард, руководил оформлением дворца Левецау (ныне известного как дворец Кристиана VIII) в Амалиенборге, он поручил Торвальдсену работу над скульптурами. Торвальдсен создал для дворца свои первые статуи в полный рост. Это были две греческие музы: Эвтерпа (богиня лирической поэзии) и Терпсихора (богиня танца и хора).

Торвальдсен сделал множество портретов и портретных медальонов датских высокопоставленных лиц, включая премьер-министра. Он получил золотую медаль за картину «Святой Пётр, исцеляющий калеку-нищего», а затем королевскую стипендию для поездки в Рим, куда он поехал в августе 1796 года.

Вера и надежда

Именно в Риме он преуспел. Торвальдсен связался с датским археологом Георгом Соэга, который обучал его античному искусству, датско-немецким художником Асмусом Якобом Карстенсом и австрийским художником Йозефом Антоном Кохом, оказавшими неизгладимое влияние на его творчество. Для своей скульптуры «Ясон с золотым руном» Торвальдсен использовал мотив одной из композиций Карстенса. На Торвальдсена также повлияла древнеримская скульптура, в частности, «Аполлон Бельведерский» Леохара, и древнегреческая, особенно «Дорифор» («Копьеносец») Поликлета.

Торвальдсен выполнил своего «Ясона» в гипсе. Скульпторы, работавшие в конце XVIII века, делали подготовительные гипсовые модели. Канова ввёл эту практику, а Торвальдсен использовал её с большим успехом. Создание гипсовых моделей означало, что скульпторы могли делать как хотели, и не были скованными требованиями покровителей при работе над дорогостоящими бронзовыми и мраморными скульптурами.

По данным музея Торвальдсена, большинство работ Торвальдсена — это рефлексивные, интроспективные произведения, но эта его ранняя статуя греческого мифологического принца Ясона отличается от них, являясь более активным произведением, харизматичным, если хотите, притягивающим зрителя в своё пространство.

На его голове шлем, означающий, что он бог или царь, согласно традиции. Поза Ясона почти повторяет верхнюю половину торса «Аполлона Бельведерского», но левая рука Ясона находится рядом и задрапирована золотым руном. Торвальдсен изобразил Ясона в позе contrapposto, с большей частью веса на одной ноге, как у «Дорифора». Ещё одно сходство заключается в том, что оба держат копьё, но Дорифор на левом плече, а Ясон на правом.

Торвальдсен изобразил момент, когда Ясон возвращается домой. Он прошёл трудный путь, преодолел множество испытаний, сражался с драконом, чтобы получить золотое руно. Он несёт руно, чтобы вернуть себе трон, который его дядя отобрал у отца Ясона. Руно обладало способностью защищать богатство и плодородие страны.

Статуя «Ясон и Золотое руно» стала шедевром, который сделал Торвальдсена более известным, и без неё он, возможно, покинул бы Рим гораздо раньше. В 1803 году он был готов отплыть домой. Деньги на стипендию закончились, а его работы продавались медленно. Но богатый английский меценат Томас Хоуп заказал ему скульптуру из мрамора. На литографии Торвальда Йенсена изображён угрюмый Торвальдсен, сидящий в своей студии со скульптурой «Ясон и Золотое руно» и не подозревающий, что в дверь только что вошёл Хоуп, чтобы предложить ему заказ. Слава Хоупа принесла Торвальдсену успех и удержала его в Риме в общей сложности на 40 лет.

Один из самых интересных заказов Торвальдсена — «Умирающий лев» в Люцерне (Швейцария), который высечен в скале в память о швейцарских гвардейцах, погибших во время Французской революции при защите Тюильри (королевской резиденции в Париже). Заказал это произведение швейцарский гвардеец, который в момент нападения был в отпуске.

Он хотел изобразить мёртвого льва на груде оружия с французским королевским гербом и швейцарским флагом, чтобы показать верность и храбрость 600 погибших товарищей по оружию. Торвальдсен отказался делать мёртвого льва, выбрав вместо него льва, испускающего последний вздох и покоящегося на щите с эмблемой французской королевской власти — флер-де-лис. Торвальдсен сделал бронзовую модель для этой работы, а каменная копия была выполнена по его проекту другим скульптором.

Если имя Торвальдсена вам не знакомо, то его работы, возможно, вы видели, особенно его скульптуру воскресшего Христа. Это сильная работа, показывающая сострадание Христа и жертву, которую он принёс. Христос смотрит на землю, показывая нам раны на своих руках и ногах. Торвальдсен изобразил Христа так, как будто он мягко идёт среди нас, показывая нам вознаграждение за веру перед лицом страданий.

Скульптура была изготовлена для Замковой церкви во дворце Кристиансборг вместе со статуями 12 апостолов, но её перенесли в главный алтарь церкви Богоматери. Копии статуи были сделаны по всему миру.

Торвальдсен оставил все свои работы, включая гипсовые формы и коллекцию произведений искусства, датскому народу в музее, который он и общественность финансировали с этой целью. Он похоронен там же под клумбой роз, по его просьбе.

Лоррейн Феррье пишет об изобразительном искусстве для газеты The Epoch Times

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА