Фрагмент картины Артура Хакера «Прощание», 1913 год. Масло на холсте. Частная коллекция. (PD-US)
 | Epoch Times Россия
Фрагмент картины Артура Хакера «Прощание», 1913 год. Масло на холсте. Частная коллекция. (PD-US)

Картина Артура Хакера «Прощание»

Идеология абсолютного материализма вызывает стресс
Автор: 12.02.2022 Обновлено: 12.02.2022 10:36
Изменения — это факт жизни. Иногда мы причиняем себе вред, пытаясь сохранить все неизменным навсегда. Мы причиняем себе боль, когда не можем отпустить и принять неизбежность перемен. Это не значит, что нет вещей, которые не меняются; некоторые вещи вечны.

В 1913 году английский художник Артур Хакер создал картину «Прощание». На сайте Sotheby’s говорится, что она была написана в преддверии Первой мировой войны и стала отражением ее необратимых последствий.

«Прощание» — простая картина, но ее загадочность и настроение, которое она вызывает, заставляют меня задавать определенные вопросы, которые могут быть актуальны для нас сегодня.

«Прощание» Артура Хакера

Хакер изобразил две женские фигуры в темной обстановке. Женщина слева почти полностью скрыта тенью фона, тогда как женщина справа освещена более полно.

Женщина слева одета в светлое платье, а женщина справа — в более темное. Обе женщины держат друг друга за руки, но, кажется, что в тот самый момент, когда они отпускают друг друга. Они не стоят лицом друг к другу, а отвернулись друг от друга, и их головы склонились в печали.

На земле у их ног лежит пассифлора. Пассифлора традиционно символизирует не эмоциональную страсть, а страсть Христа, то есть его сострадание и самопожертвование ради блага людей.

Позади двух женщин в нескольких местах между деревьями пробивается сине-зеленый свет. Однако вокруг дерева, расположенного в центре, обвилась змея. В тени эта змея заметна только при внимательном рассмотрении.

Отпустите неправильные вещи

Какую мудрость мы можем извлечь из этого простого изображения? Почему две женщины одеты по-разному? Почему пассифлора лежит у их ног? И почему змея обвилась вокруг дерева на заднем плане?

Период времени, в который была написана эта картина, может дать некоторый контекст. В начале 20-го века произошел идеологический сдвиг в западной цивилизации. С появлением марксизма и дарвинизма на Западе произошел переход от давних добродетелей сострадания и самопожертвования к материализму и естественному отбору.

Для меня этот переход от добродетели к материализму и есть то, что изображено на картине Хакера. Женщина слева одета в платье светлого цвета. Ее платье может быть даже белым и казаться не совсем белым только из-за тени. Белый цвет часто используется как традиционно символизирующий добродетель и чистоту.

Также кажется, что женщина в белом прилагает больше усилий, чем женщина в темном одеянии: хотя она отвернулась, женщина в белом обеими руками держит единственную руку своего двойника, которая висит ладонью вниз в центре композиции, как будто это она уронила пассифлору. Женщина в белом, в силу своей добродетели, не хочет отпускать другую женщину до тех пор, пока не останется никакой надежды.

Уронив пассифлору, женщина в темном платье также прощается с традиционной добродетелью. Она больше не держит цветок, вместо этого она, кажется, хватает свою одежду.

Натягивание ткани вокруг ее руки создает напряжение между ней и женщиной в белом, так как кажется, что ее рука метнется вперед, как только женщина в белом отпустит ее руку. Это напряжение вновь подчеркивает контраст между абсолютным материализмом и добродетелью.

На мой взгляд, поскольку напряжение на ее платье вызвано самой женщиной справа, это напряжение также говорит о том, что люди, принимающие идеологию абсолютного материализма и естественного отбора, в конечном итоге сами вызывают у себя стресс.

В христианской традиции змея является символом искушения. Змея коварна и прячется в тени, но ее присутствие предполагает, что она каким-то образом манипулирует ситуацией.

Я считаю, что змея символизирует материальное искушение, которому поддалась женщина в темном платье. Женщина в белом олицетворяет традиционные добродетели, такие как сострадание и самопожертвование, и изо всех сил пытается убедить другую женщину отнестись к этим добродетелям серьезно.

Однако женщина в темном платье поддалась искушению змеи на заднем плане, и, поэтому, она прощается с женщиной в белом — с добродетелью — и делает выбор в пользу материальных благ.

Женщина в белом, поняв, что ее дело проиграно, отступает в тень, а женщина в темном платье, несмотря на то, что у нее в руках то, чего она желает, остается несчастной.
Действительно, перемены — это факт жизни, и мы можем причинить себе много боли, пытаясь предотвратить их. Иногда мы должны прощаться с вещами в нашей жизни.

Но есть вещи, которые не меняются. Есть такие полезные вещи, как сострадание, которые неизменны, то есть вечны. У нас нет причин прощаться с вещами полезными и вечными.

Сегодня мы могли бы спросить себя: хватит ли у нас мужества отыскать в тени женщину в белом и вновь обрести традиционные добродетели сострадания и самопожертвования?

Традиционные виды искусства часто содержат духовные образы и символы, значение которых может быть утеряно для нашего современного ума. В нашей серии «Постигая суть: что традиционное искусство предлагает сердцу» мы интерпретируем классическое изобразительное искусство таким образом, что оно может быть нравственно значимым для нас сегодня.

Мы не беремся дать абсолютные ответы на вопросы, над которыми бились поколения, но надеемся, что поставленные вопросы вдохновят нас на размышления, чтобы стать более искренними, сострадательными и мужественными людьми.

Эрик Бесс — практикующий репрезентативный художник и докторант Института докторских исследований в области визуальных искусств (IDSVA).

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА