«Римляне времён упадка», 1847, Тома Кутюр. Масло, холст; 472×772. Музей д’Орсе, Париж, Франция. (Public Domain)
 | Epoch Times Россия
«Римляне времён упадка», 1847, Тома Кутюр. Масло, холст; 472×772. Музей д’Орсе, Париж, Франция. (Public Domain)

Картина как напоминание человечеству

«Римляне времён упадка» Томаса Кутюра. Упадок морали как причина упадка Рима
Автор: 08.11.2021 Обновлено: 08.11.2021 10:12
За последние 200 лет западная цивилизация значительно увеличила своё богатство, но смогла ли нравственность людей угнаться за материальным прогрессом?

На протяжении истории несколько очень процветающих империй в конце концов пали.

Именно такая участь постигла Римскую империю, одну из величайших цивилизаций человечества.

Французский художник классической школы XIX века Томас Кутюр в своей картине «Римляне времён упадка» даёт возможность ощутить атмосферу последнего периода жизни империи.

Упадок Рима

Учёные объясняют падение Римской империи многими причинами: войнами, инфляцией, политической коррупцией, чрезмерными расходами и так далее. Однако картина Кутюра посвящена нравственному аспекту.

В конце своего многовекового правления римляне всё больше впадали в разврат. Распущенность стала нормой, и такие императоры, как Тиберий, Нерон, Калигула, Элагабал и Коммод, проявляли необузданный нрав и похотливость.

Простые люди тоже вели себя несдержанно. Широкое использование рабского труда означало сокращение числа рабочих мест для римских граждан, которым для жизни требовались государственные подачки. Безработные римляне устраивали бунты.

Империя решила устраивать гладиаторские игры в Колизее и Большом цирке, чтобы отвлечь и развлечь непокорных жителей. Игры включали в себя бои насмерть и другие зверства. На эти развлечения империя израсходовала почти треть своего богатства.

«Римляне времён упадка»

Кутюр изобразил нечто, похожее на вакханалию. В пиршестве участвует более 30 человек. Сцена неистовая, и персонажи разбросаны по всему холсту. Одни общаются в интимной обстановке, в то время как другие гоняются друг за другом; одни пьют вино, а другие теряют сознание под действием алкоголя.

Картина Кутюра, однако, не прославляет этих прожигателей жизни. Вдохновлённый строками римского поэта Ювенала «Более жестокая чем война, роскошь отяготила Рим и отомстила за покорённый мир», художник критикует упадок и неизбежное грехопадение Рима.

По его мнению, Рим пришёл в упадок, потому что ослабил нормы морали, из-за чего проявились пороки.

В центре композиции женщина в белом смотрит на зрителя, привлекая к себе внимание. Женщины в белых одеждах часто символизировали чистоту и добродетель. Однако здесь она лежит в расслабленной позе, будто опьянённая.

Мужчина, сидящий рядом, положил руку на её обнажённое плечо. Позади женщина подсыпает что-то в чашу, которую держит мужчина. Можно предположить, что он собирается опоить женщину в белом и совершить над ней насилие.

Драматизм сцены не оставляет зрителя равнодушным. Стоический и спокойный вид статуй — скорее всего, великих римских полководцев и генералов — контрастирует с разгулом внизу. Античные статуи смотрят на участников вечеринки, словно осуждая их за потакание порокам.

Некоторые участники вечеринки насмехаются над статуями: один стоит спиной к зрителю и поднимает тост в честь статуи вдалеке; другой в правом углу композиции забрался на статую и предлагает выпить из своего кубка. Эти действия выражают не восхищение, а тщеславие и разнузданность.

Следование нравственности

Картина Кутюра представляет визуальную интерпретацию безнравственности. Он написал её, чтобы предупредить французское общество XIX века об опасности излишеств, и нас с вами тоже.

Вакханалии римлян — это разгул иррациональности, эмоционального пыла и вседозволенности.

В противоположность этому философы в правой части композиции являются примером рационального мышления и критического анализа, а статуи, окружающие людей, олицетворяют силу и самообладание.

Аллегорический натюрморт в жанре ванитас в нижней части картины означает, что люди тратят слишком много времени в погоне за материальными выгодами и эфемерными удовольствиями.

Следует признать, что наше время на Земле ограничено, и лишь следование нравственности является правильным путём, а наше коллективное потворство порокам может положить конец цивилизации.

Эрик Бессхудожник, сотрудник Института исследований в области визуальных искусств (IDSVA).

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА