Кинцуги — японское искусство возрождения сломанных предметов
Японские художники используют золото, чтобы оживить сломанную керамику в технике, вдохновленной дзен, и говорят, что поломка добавляет красотыЕсли западные люди считают чашку разбитой и бесполезной, то японцы собирают разбитую керамику, склеивают лаком, а затем посыпают стыки золотым порошком, чтобы украсить — и даже отпраздновать — этот изъян.
Этот акцент на так называемой сломанной части приукрашает историю жизни предмета.
Именно богатство этой истории улучшает и украшает, позволяя «сломанному» предмету возродиться.
Этот вид искусства отличается от западных представлений и проистекает из японского принципа ваби-саби, который побуждает нас находить очарование и благословение в самых неприглядных и заброшенных местах.
Эта философия зародилась с приходом в Японию дзен-буддизма из Китая в конце XII века. Она нашла своё выражение в японской чайной церемонии, где пышность вскоре была заменена деревенской простотой.
Считается, что кинцуги возникло, когда сёгун Асикага Ёсимаса отправил разбитую фарфоровую чайную чашку в Китай для ремонта. Она вернулась, скреплённая металлическими скобами, которые Асикага Ёсимаса счёл некрасивыми. Он приказал мастерам придумать более эстетичное решение, и так родилось кинцуги.
Сам процесс прост. В этой технике, восходящей к доисторическим временам, используется лак, добываемый из местного дерева уруси, в сочетании со связующим веществом, таким как мука или рис, в качестве клея для соединения разбитых гончарных изделий. Лак наносится на керамику тонкой кистью. Затем ремесленники ставят их в увлажнённые отсеки для хранения, называемые фуро, на срок от двух дней до двух недель. Миски с горячей водой внутри фуро увеличивают влажность, которая поглощается лаком, помогая ему быстрее высохнуть.
После того как изделие застынет, на трещину посыпают слой порошкового золота, украшая её драгоценным металлом. От начала до конца процесс может занять до трёх месяцев.
Как правило, кинцуги используется для починки заветных семейных реликвий; на группе островов с частыми землетрясениями разбитая керамика — вполне ожидаемая вещь.
Говорят, что искусство кинцуги стало настолько популярным, что некоторые коллекционеры керамики были обвинены в том, что специально разбивали изделия, чтобы потом восстановить их этим методом. Возможно также, что дефектные или деформированные гончарные изделия разбивали и восстанавливали таким образом, спасая их от утилизации.
Такая изобретательность и бережливость в сохранении этих предметов воплощает в себе всю философию кинцуги. Её можно обобщить, используя западную идиому Wastenotwant not. Эта философия «делания дела» может многому научить нас, западных людей: совершенство слишком легко потерять и невозможно сохранить, но если принять недостатки в себе и найти в них красоту и искупление, совершенство и возрождение всегда рядом.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать