«Проповедь Савонаролы против излишеств и роскоши», Людвиг фон Лангенмантель, 1879 год. Университет Святого Бонавентуры. (Public Domain)
 | Epoch Times Россия
«Проповедь Савонаролы против излишеств и роскоши», Людвиг фон Лангенмантель, 1879 год. Университет Святого Бонавентуры. (Public Domain)

Культура самоограничения

Потерянные духовные ценности
Автор: 31.03.2022 Обновлено: 31.03.2022 11:35
В современном западном обществе, достоинство измеряется материальными благами. Довольно часто многие из нас осуждают тех, у кого нет того, что есть у нас, или которые не думают так, как мы.

Савонарола

Джироламо Савонарола был итальянским проповедником конца XV века и религиозным реформатором. Современники отмечали, что у него были пророческие видения. Многие свои проповеди он посвятил теме развращения духовенства. Его растущая популярность сделала его политической угрозой для папства, которое стремилось осудить его публичные проповеди.

Хорошее образование Савонаролы и владение риторикой делали его проповеди популярными и убедительными. Он сказал жителям Флоренции, что апокалипсис неизбежен, а самоограничение и самопожертвование — это путь к спасению.

Страстных граждане Флоренции сжигали все имевшиеся у них предметы, которые отвлекали их от религиозных обязанностей. Они жертвовали своё имущество большому костру, который теперь называют «костром тщеславия». Они сжигали книги, одежду, произведения искусства и всё остальное, что можно было посчитать отвлекающим фактором. Некоторые граждане даже предлагали сжечь банк Медичи, который был центром власти во Флоренции.

Однако прошло совсем немного времени, прежде чем враги заставили Савонаролу замолчать. В конце концов, он был повешен и сожжен церковью. В дальнейшей истории он был признан мучеником.

Картина Лангенмантеля

Людвиг фон Лангенмантель был жанровым и историческим художником XIX века. Его картина «Проповедь Савонаролы против излишеств и роскоши» дает нам визуальное представление о костре тщеславия.

В слева от центра картины находится Савонарола, одетый в белую мантию и чёрный плащ с капюшоном, он стоит на богато украшенной платформе. В одной руке Савонарола держит чётки и череп, а другой показывает наверх. Верхняя часть его лица скрыта тенью капюшона, он пристально смотрит в небеса.

Предметы для костра расположены слева от платформы. Две женщины опираются на груду предметов. Та, что ближе всех к нам, молитвенно складывает руки, а другая смотрит на Савонаролу. Хотя их тела опираются на предметы, их внимание захвачено чем-то другим.

Несколько богатых женщин собираются у ног Савонаролы с вещами, чтобы отдать их жертвенному огню. Одна из женщин преподносит свою корону, намекая на то, что она отказывается от своего королевского положения, в то время как другая женщина целует одеяние Савонаролы.

За группой богатых женщин стоят два человека: пожилая и молодая женщины. Им нечего добавить в костёр. Они пришли послушать апокалиптическую проповедь.

Вокруг Савонаролы изображено много граждан Флоренции. Богатые, бедные, мужчины, женщины, духовенство и миряне — все приходят послушать его проповеди и принять участие в костре. Маленький мальчик готовит пламя в дальнем левом углу композиции.

Жертвуя нашим тщеславием

Итак, какую мудрость мы могли бы почерпнуть из этой картины и костра тщеславия?

Наличие символов на картине говорят нам: золотые предметы, приготовленные для костра, мальчик, готовящий пламя, и череп в руке Савонаролы показывают нам, что это картина «vanitas».

Vanitas — это жанр художественной живописи, аллегорический натюрморт. Символы картины немецкого художника напоминают зрителю о краткости и хрупкости жизни. Черепа и потушенные свечи явно напоминают зрителю нам о тщетности мирских удовольствий и благ.

Савонарола держит череп, потому что он напоминает об апокалипсисе, о грядущем конце и бесполезности материальных благ.

Погашенная свеча на картинах vanitas часто символизирует эфемерность жизни и просит зрителя не тратить время на материальные занятия. И все же сам костёр — это свеча на этой картине. Мы созданы для того, чтобы предвидеть, что предметы костра сгорят и что огонь погаснет.

На самом деле, идея о том, что мы видим единственное пламя до того, как оно зажжет огонь, наводит на мысль о чем-то важном. Картина Лангенмантеля напоминает нам о том, что происходит перед огнём, о начале, которое должно произойти, если мы хотим выйти за рамки наших стремлений к материальному комфорту.

Другими словами, сначала мы должны быть готовы. Мы должны быть готовы сжечь наше стремление к материальным благам, если хотим испытать то, что находится за пределами этого материального мира.

Лангенмантель высказывает ещё одно соображение. Всё и каждый, независимо от их положения в обществе, собираются у костра. В отличие от идеологий, которые создают конфликты на основе класса, пола, расы и так далее, здесь люди всех классов и возрастов собираются с единственной целью: выйти за рамки своих материальных благ. Именно готовность изменить себя приводит их на проповедь.

Сдержанность

Однако ни о чём из этого нельзя говорить всерьёз, не упомянув о некоторых проблемах, выявленных костром Савонаролы. Следует отметить, что «костёр тщеславия» был не проявлением религиозной цензуры против общественности, а поощрением самоограничения.

Другими словами, Савонарола вёл себя не как тоталитарный правитель. Он не поощрял людей сжигать предметы, которые помешали бы его собственному восхождению к власти, потому что он не был заинтересован в получении политической власти. Вместо этого он поощрял тех, кто склонен возвышаться над материальным миром, перестать привязывать свою оценку вещам этого мира.

Некто из последователей Савонаролы довели послание до крайности и сожгли банк Медичи во Флоренции. Следует отметить, что существует разница между тем, чтобы заглянуть внутрь себя, чтобы морально улучшить себя, и навязыванием нашего морального понимания другим. В последнем случае, это акт принятия нашего ограниченного морального понимания за абсолют.

Современная культура тоже построена вокруг тщеславия. Мы постоянно хотим обладать большим, или мы хотим осуждать других за то, что они думают не так, как мы. Мы политически разгневаны и духовно разочарованы.

Как в таком случае мы можем заставить себя заглянуть внутрь и принести в жертву наших материальных идолов? Как сделать так, чтобы самоограничение стало основой нашей культуры?

Традиционные искусства часто содержат духовные представления и символы, значение которых может быть утеряно для нашего современного сознания. В нашей серии «Проникновение внутрь: что традиционное искусство предлагает сердцу» мы интерпретируем изобразительное искусство таким образом, который может быть морально проницательным для нас сегодня. Мы не предполагаем, что дадим абсолютные ответы на вопросы, над которыми боролись поколения, но надеемся, что наши вопросы вдохновят на размышления о том, как мы станем более подлинными, сострадательными и мужественными людьми.

Эрик Бесс — репрезентативный художник и докторант Института докторских исследований в области визуальных искусств (IDSVA).

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА