«Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и святой Елизаветой» Джованни Беллини, 1490–1500 гг. Städelsches Kunstinstitut и Муниципальная галерея, Франкфурт. | Epoch Times Россия
«Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и святой Елизаветой» Джованни Беллини, 1490–1500 гг. Städelsches Kunstinstitut и Муниципальная галерея, Франкфурт.

Мастера цвета и света

Искусные венецианские художники оригинально интерпретировали христианские сюжеты
Автор: 14.07.2022 Обновлено: 14.07.2022 06:07
Немногие города захватывают романтическое воображение так, как Венеция, а её извилистые каналы, живописные здания и мерцающая лагуна веками интриговали посетителей.

Её уникальное географическое расположение — 118 островов, соединённых сетью из более чем 400 мостов, отделяет от материковой части Италии.

В искусстве это уединение позволило ренессансу процветать таким образом, что он отличался от более широко известных событий во Флоренции, Риме и других крупных итальянских городах.

Благодаря стратегическому положению на берегу Адриатического моря и грозному купеческому сословию Венеция к позднему Средневековью заработала положение европейской столицы международной торговли. Хотя к началу XVI в. Венецианская республика находилась в упадке, искусство было политически защищено, что обеспечило культурное значение города для потомков.

Большинство художников Венецианского ренессанса (около 1440–1580 гг.) выбирали сюжеты, популярные во всей Европе, и традиционные христианские мотивы можно было найти наряду с новоиспечёнными греческими и римскими мифологиями.

Однако искусные венецианские художники оригинально интерпретировали эти темы оригинальным образом, создавая красивый, яркий стиль, характеризующийся насыщенными цветами, драматической энергией, вниманием к узорам и поверхностям, интересом к эффектам света. Многие из самых известных картин на Западе появились в это плодотворное время в Венеции.

Братья Беллини, Джованни и Джентиле, написали много знаменитых произведений искусства. Картина Джованни Беллини 1490 года «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и святой Елизаветой» является ярким примером. Зрители замечают, что знакомая библейская сцена представлена в натуралистическом трёхмерном образе — краеугольном камне движения ренессанса.

Однако женские плащи ярко-синего цвета, краска содержит драгоценный лазурит, драгоценный камень, который венецианские торговцы импортировали с Ближнего Востока (измельчённый в пигмент, он известен как ультрамарин.) Точно так же оливково-зелёная одежда Иоанна блестяще отражает свет. Эта скромная, но яркая религиозная картина была одной из многих, создавших репутацию Венеции благодаря великолепному использованию цвета.

Картина Джованни Беллини 1514 года «Праздник богов» также продемонстрировала изысканное использование цвета художником. Созданный по заказу Альфонсо I д’Эсте, герцога Феррары, этот сюжет свидетельствует о растущем интересе аристократии к классическим греческим и римским историям.

Картина Беллини, взятая из произведений древнеримского поэта Овидия, одна из первых, в которой отражена сцена праздника, и в течение следующих двух столетий стала одной из самых популярных тем в Европе.

Версия Беллини изображает эпизод между Лотис и Приапом, хотя другие версии изображают свадьбу Купидона и Психеи или Пелея и Фетиды. Эта изменчивость позволила художникам запечатлеть сцену, которая больше всего нашла отклик у их покровителей.

Рассказ Овидия о Лотисе и Приапе был впервые опубликован на итальянском языке в 1497 году в Венеции, что сделало версию Беллини актуальной для его аудитории. Знаменитый художник Ренессанса Тициан переработал пейзаж в 1529 году, добавив натуралистичные безмятежные деревья и лазурное небо. Отношение Тициана к пасторальному пейзажу установило стандарт для последующих художников. Оба художника стратегически сочетали мифологию с современными элементами.

Джентиле Беллини аналогично переплетал разрозненные времена и места в своём шедевре «Проповедь святого Марка в Александрии». Художник сочетает венецианскую и мамлюкскую (египетскую) архитектуру с горным фоном, не принадлежащим ни к одному месту. Сцена также переплетает древние и современные события, предполагая вечную природу разворачивающейся сцены.

Беллини изображает святого Марка Евангелиста, проповедующего толпе христиан и мусульман. Считается, что святой Марк основал Александрийскую церковь, одну из самых значительных епископских кафедр в древнем христианском мире.

Здания по бокам напоминают мамлюкскую архитектуру, с которой Беллини, вероятно, встретился во время путешествия в Константинополь и Иерусалим. Центральное сооружение напоминает базилику Святого Марка, которая была хорошо известна венецианцам.

Св. Марк является покровителем города, и его мощи были перенесены из Александрии, Египет, в Венецию ещё в IX в. Общая тема картины оптимистична. Беллини с соотечественниками-христианами по всей Италии надеялся обратить мусульман Александрии в христианство.

Эти отношения между Венецией и исламским миром, особенно Османской империей, политически определяли большую часть XV и XVI вв. В 1453 году османский султан Мехмед II завоевал Константинополь, который более 1 тыс. лет служил столицей Византийской империи. Византия была восточной частью бывшей Римской империи и всё это время была христианским оплотом.

Мехмед II привёз ислам в Константинополь, но он также искал опытных венецианских художников. Таким образом, у Джентиле Беллини был редкий доступ ко двору султана, и он завершил «Портрет султана Мехмеда II с молодым сановником» в 1479 году. Скорее всего, Мехмед II заказал портреты как способ распространения своего изображения в империи. Однако тот факт, что он просил итальянских портретистов, говорит об авторитете таких художников, как Беллини.

Изображая султана, язычник Джентиле Беллини следовал нормам, которые художники обычно использовали для изображения венецианских дожей (избранных лордов). Одним из сравнений является «Портрет дожа Леонардо Лоредан» Джованни Беллини. На обоих портретах правитель изображён в частичном профиле от груди вверх, напоминающем римский скульптурный бюст.

Каждый из них носит современные наряды, соответствующие их статусу, вместо того, чтобы демонстрировать какие-либо древние визуальные отсылки. Портрет дожа замечательно передаёт как лицо, так и темперамент натурщика, подчёркивая то, как Венеция начала открывать и утверждать свою идентичность в эпоху Возрождения.

Венецианская идентичность также выражалась через мифологические образы, которые становились всё более модными. Картина Тинторетто «Вакх, Венера и Ариадна» — аллегорическая картина, созданная для Дворца дожей, где она находится до сих пор. Сцена изображает Ариадну, олицетворяющую Венецию, принимающую предложение руки и сердца от бога Вакха. Венера, богиня любви и победы, парит над ней, даруя Ариадне звёздный венец. История прославляет Венецию. Брак представляет собой союз Венеции с морем, освящённый богами. В истинно венецианском стиле композиция излучает драматическую энергию.

Паоло Веронезе также адаптировал знакомые мифологические образы для создания аллегорических картин. Художник изображает Геракла для передачи нравственных уроков в «Аллегории мудрости и силы» и «Аллегории добродетели и порока». В первом женская фигура, обращённая к небу, олицетворяет божественную мудрость. Геракл, смотрящий вниз на драгоценности, олицетворяет земные заботы.

В последнем произведении Геракл должен выбрать между добродетелью и пороком, олицетворяемым двумя женщинами, тянущими его в разные стороны. В итоге, побеждает в борьбе добродетель, и зрителям напоминают, что она всегда должна побеждать. В то время как аллегорические картины были повсеместно распространены в Европе в XVI в., Веронезе уделяет особое внимание фактуре и узорам одежды, которую носят его фигуры.

Многие принципы венецианской художественной философии ренессанса наиболее ярко проявляются в шедевре Веронезе 1563 года «Свадьба в Кане». На большой картине изображён библейский брак в Кане, во время которого Иисус чудесным образом превращает воду в вино. Веронезе обрамляет мероприятие классической греческой и римской архитектурой, а застолье напоминает пышные банкетные сцены, знакомые и излюбленные венецианцами того времени. Сцена оживает благодаря ликованию музыки, еды и вина, в то время как участвуют многочисленные гуляки.

Палитра Веронезе с использованием ультрамарина среди других популярных пигментов яркая и насыщенная. Несмотря на множество фигур, Иисус остаётся центральным, и его божественное сияние притягивает зрителей. Таким образом, художник придерживается конвенций композиции своего времени, используя эффекты света как для художественных, так и для религиозных целей.

В то время как римские и флорентийские мастера ренессанса, такие как Леонардо, Микеланджело и Рафаэль, заслуженно интригуют поклонников искусства во всём мире, их коллеги в Венеции создали беспрецедентный стиль. Их смелые палитры, динамизм и текстурные детали создают прецедент, которому продолжают следовать современные художники.

Поскольку сегодняшние зрители продолжают открывать для себя европейское искусство XV и XVI вв., венецианские виртуозы, такие как братья Беллини, Тинторетто и Веронезе, предлагают убедительное знакомство с непревзойдённым стилем.

Доктор Кара Блейкли — независимый искусствовед. Она получила докторскую степень, степень бакалавра истории и теории искусств в Мельбурнском университете, училась и преподавала в Китае и Германии.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА