Фасад крестильной купели Гринлинга Гиббонса. Все святыни Тауэрской церкви в Лондоне. (Все святыни у башни)
 | Epoch Times Россия
Фасад крестильной купели Гринлинга Гиббонса. Все святыни Тауэрской церкви в Лондоне. (Все святыни у башни)

Микеланджело из дерева. Искусство Гринлинга Гиббонса

Автор: 31.08.2021 Обновлено: 31.08.2021 08:59
«Потрясающая и не поддающаяся описанию... несравненная резьба нашего Гиббонса, который, без всяких сомнений, является величайшим мастером инноваций и редкостных работ, которые когда-либо были в мире», ― писал в XVII веке Джон Эвелин (известный мыслитель, меценат, писатель) о Гринлинге Гиббонсе, величайшем в истории Великобритании мастере по декоративной резьбе.

 

В этом году исполняется 300 лет со дня смерти Гиббонса, и Общество Гринлинга Гиббонса организовало годовой фестиваль в честь годовщины. Фестиваль носит название «Гринлинг Гиббонс 300». Одним из мероприятий фестиваля является выставка «Гринлинг Гиббонс: создание века».

Ханна Филлип, директор и куратор выставки «Гринлинг Гиббонс 300», объяснила в телефонном интервью, что цель выставки ― осветить жизнь и наследие Гиббонса, осветить места нахождения его работ.

С этой целью Общество Гринлинга Гиббонса создало онлайн-каталог под названием «Гринлинг Гиббонс онлайн», в котором представлены работы художника со всего мира. Все работы Гиббонса и его последователей, а также работы, которые могли бы принадлежать ему, собраны в онлайн-каталоге. Таким образом, Общество надеется вызвать отклик у зрителей.

Начало пути прилежного резчика

В своём дневнике Джон Эвелин писал, как впервые встретил 19-летнего Гиббонса. Прогуливаясь по полям возле своего дома в Дептфорде, Южный Лондон, он наткнулся на уединённый домик с соломенной крышей. Внутри он мог видеть, как Гиббонс смотрел на картину эпохи Возрождения и вырезал такую же из дерева.

То была картина Тинторетто «Распятие». Эвелин узнал эту работу, он приобрёл гравюру в Венеции во время своего Гранд-тура (картина считается одним из лучших образцов венецианского стиля живописи).

Эвелин был поражён работой Гиббонса.

«Какое редкое владение материалом, какой чёткий рисунок и прилежная точность, я никогда раньше не испытывал такого восхищения», ― писал он.

Поражённый Эвелин спросил Гиббонса, почему он работает в «таком тёмном и уединённом месте?». Гиббонс ответил, что он сознательно выбрал это место, чтобы мог беспрепятственно заниматься своей профессией.

У Эвелина были хорошие связи. Увидев мастерство резчика, он предложил познакомить молодого Гиббонса со знатными людьми, которые могли бы нанять его. Гиббонс противился, утверждая, что он только новичок, но резьбу «Распятие», над которой сейчас работает, мог бы продать.

Эвелин так описывал резьбу художника:

«Даже в природе нет ничего более нежного и мягкого, чем эти цветы и фестоны, но несмотря на это, работа является очень сильной».

Эта случайная встреча оказалась для молодого художника удачей. Он произвёл глубокое впечатление на Эвелина. Джентльмен нашёл художника очень вежливым, трезвым и сдержанным в своих высказываниях. Эвелин в своём дневнике записал свою речь королю Карлу I о работе Гиббонса:

«Я пришёл испытать свою репутацию с его величеством и сказать, что он никогда не видел ничего подобного, и что он будет чрезвычайно доволен и возьмёт к себе на службу молодого резчика».

Встреча Гиббонса с королём принесла ему множество заказов. Первый королевский заказ – реконструкция Виндзорского дворца для Карла I. Затем Гиббонс становится официальным королевским резчиком и скульптором, создавая монархов от Карла II до Георга I.

Живя в королевском дворце, Гиббонс работал вместе с придворными архитекторами, одним из которых был выдающийся сэр Кристофер Рен. Самые яркие работы Гиббонса были заказаны Реном: Хоры в соборе Святого Павла в Лондоне и украшение библиотеки Рена в Тринити-колледже в Кембридже, носящей его имя.

 

Гринлинг Гиббонс

Его отец был купцом, а мать (девичья фамилия — его имя, согласно традиции того времени) происходила из семьи торговцев табаком.

Семья жила в Роттердаме, на юге Нидерландов, где Гиббонс был окружён множеством художественных влияний. Это был Золотой Век Голландии, когда Нидерланды стали всемирно известным государством, благодаря своей торговле, военному делу, науке, искусству и культуре.

Голландская архитектура, резьба, скульптура, а также интерес к натюрмортам, цветам и жанровым картинам процветали.

«Это был удивительный набор влияний, которые он впитывал. И мы можем… увидеть, как он использовал все их в своей работе», – сказала Ханна Филлип.

«Резьба Гиббонса почти эквивалентна натюрмортам, но только из дерева», – сказала Филлип.

Она описала панно из церкви Св. Джеймса на Пикадилли, где множество фруктов, цветов и животных выглядят настоящими.

«Он не только рисует мир природы, но и очень успешно его имитирует», — сказала она.

Ранние влияния

Неясно, кто именно обучал Гиббонса, но есть несколько теорий. Документы свидетельствуют о том, что он когда-то работал в мастерской Артуса Квеллина Старшего в Амстердаме. Квеллин в то время был ведущим скульптором, специализирующимся на камне, и поэтому некоторые учёные предполагают, что Гиббонс, возможно, развил свои удивительные способности под опекой Квеллина.

Но Ханна Филлип объяснила, что недавнее исследование Ады де Вит выдвинуло другую теорию. Де Вит — хранитель произведений искусства и скульптуры в коллекции Уоллеса в Лондоне, он написал докторскую диссертацию по голландским резчикам, работающим в Англии. Де Вит считает, что Гиббонс учился в Роттердаме у семьи скульпторов ван Доув, чья мастерская находилась очень близко к месту жительства семьи Гиббонс.

Резьба по дереву была частью процветающей судостроительной промышленности Роттердама.

«Профессия лежала прямо у него на пороге», – говорит Филлип.

Она объяснила, что рисунки и резные фигурки, которые создавались для сосудов, были больше, чем просто маленькими украшениями.

«Там не было лишних деталей. Это очень пышные и богато украшенные орнаменты». Гиббонс был окружён мастерами, занимающимися резьбой по дереву.

В 1660-х годах Гиббонс отправился в Англию, где сначала работал подмастерьем у выдающегося архитектора и мастера Джона Этти в Йорке, на севере Англии. И только в конце, он отправился на юг Лондона и поселился в Дептфорде, центре британского военно-морского судостроения, где его судьба изменилась со встречи с Эвелином.

Когда Гиббонс приехал в Англию, резьбу по дереву выполняли из дуба, но он первым начал использовать липу. Ханна Филлип объясняет, что резьба по дереву в Англии в то время была довольно плоской, а дуб традиционно использовался для украшения домов.
Липовое дерево отличается от дуба.

«Она (липа) позволяет гораздо более тонко резать и детализировать. Суть мастерства Гиббонса в реалистичности, лёгкости, плавности. … Цвет липы светлый, художник также использует его. Цвет дуба темнее, и дуб, в отличие от липы, действительно выделяет саму резьбу», – объясняет Ханна Филлип.

Талант, с которым Гиббонс создавал резные фигурки для украшения домов, делал их самостоятельными произведениями искусства, скульптурами, прикреплёнными к стене.

«Он новатор и в использовании сырья, и в своём стиле, и по силе влияния. Он также превратил резьбу по дереву в вид искусства. Гиббонс обладал огромным мастерством в понимании размеров вещей».

«Он был прекрасным рисовальщиком, а также резчиком. Некоторые люди могут быть технически очень хороши, но не обладать пониманием дизайна, а у него было и то и другое», – говорит Филлип.

Одна из культовых резных фигур Гиббона на выставке демонстрирует его виртуозность: вырезанный из липы галстук, который настолько изящно имитирует венецианское кружево, что это просто поразительно. Знаток искусства XVIII века Гораций Уолпол, который когда-то владел этим произведением, решил надеть модный галстук на званый ужин знатных французских, испанских и португальских приглашённых в своём неоготическом доме Strawberry Hill House в Твикенхеме, Лондон.

Создание шедевров

Из переписки Гиббонса мы видим, что у него была проницательная деловая хватка, возможно, унаследованная от его отца-торговца. Филлип объясняет, что он всегда искал свой следующий проект, и он, не колеблясь, писал и просил своих знакомых познакомить его с теми, кто строит дома. У Гиббонса была мастерская резчиков по дереву и скульпторов по камню, которыми он руководил.

Мастерская была подобна мастерской художников, где Гиббонс давал задание мастерам выполнить ту или иную деталь. Кто-то из мастеров хорошо владел изготовлением ангелов, кто-то – другие архитектурные детали.

«В каком-то смысле вы видите его вклад во всём, так как он был главным создателем дизайна», – объясняет Филлип.

«Его работы обладают такой живостью, отчасти от того, что они трёхмерны. Они сделаны слоями и прикреплены специальными булавками», – поясняет она.

Иногда эти компоненты меняются так, что нижняя часть капли становится верхней частью другой. Такая перестановка типична в загородных домах, где резные фигурки Гиббонса меняют конфигурацию. Иногда части резьбы полностью отделены от постройки и хранятся как фрагменты в другом месте.

«Это настоящая детективная головоломка, выяснить, как они [фрагменты] были изначально задуманы», – рассказывает Филлип.

Выставочные отзывы

По словам Филлип, большая часть работ Гиббонса является частью структуры зданий. Это означает, что организация выставки его работ является «феноменальным мероприятием». «Очевидно, что никто не согласиться устраивать выставку с риском для объектов».

Одна из представленных работ – место для хора, Квир, в соборе Святого Павла, где хор поёт до сих пор. Это потрясающее произведение, и оно замечательно тем, что выставлено на обозрение. «Квир – это его мастерство резьбы по дереву», – говорит Филлип.

В XIX веке собор реконструировали, место для хора сузили, был перенесён орга́н. Та часть Квира, которая была удалена, находится на выставке.

Филлип объяснила, что один из частных экспонатов был получен из-за его перемещения, и, поскольку он был переставлен, Обществу Гиббонса не нужно было делать какой-либо демонтаж работы, чтобы получить её для экспозиции.

Филлип надеется, что выставка не только освещает жизнь и наследие Гиббонса, но и что посетители понимают, насколько современные резчики сегодня продолжают его традицию, учатся и вдохновляться им. Гринлинг Гиббонс носит имя и живёт как Микеланджело по дереву.

Выставка Общества Гринлинга Гиббонса: «Гринлинг Гиббонс: создание века» будет проходить в Бонхамс, Нью-Бонд-стрит, Лондон, до 27 августа. С 25 сентября по январь – пройдет в Художественной галерее и парке Комптона Верни в Уорикшире. 30, 2022.

Чтобы узнать больше, посетите Grinling-Gibbons.org

Источник: The Epoch Times

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА