Ю. Ю. Клевер, 1914 г. Фото: commons.wikimedia.org/ Общественное достояние  | Epoch Times Россия
Ю. Ю. Клевер, 1914 г. Фото: commons.wikimedia.org/ Общественное достояние

Мистические пейзажи Юлия Клевера

Полотна Клевера покупают самые богатые люди мира, чтобы украсить интерьеры своих домов и замков
Автор: 21.02.2022 Обновлено: 21.02.2022 08:36
Русская пейзажная живопись второй половины XIX века широко представлена в мировой культуре. Писание ландшафтов в это время набрало в России значительную силу. На этой ниве работали А. И. Куинджи, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, И. К. Айвазовский, С. М. Воробьёв, А. К. Саврасов. Действительно, признанных творцов этого жанра в стране было немало.

Художник — пейзажист Юлий Юльевич Клевер не столь широко известен, как его современники. Возможно, это связано с тем, что бурная история России вывела на первый план реалистическое искусство с ярко выраженными социальными мотивами, а пейзажи Клевера были слишком необычны, они обращены к особым фантастическим и мистическим образам.

В наше время творчество Юлия Клевера мало исследовано. О нём нет научных монографий. Не сохранились воспоминания современников. Нет никаких фактов из его личной жизни. Никто не сберёг его архив. Сам он мемуаров не оставил.

В Художественной энциклопедии есть только краткая информационная справка. Однако его картины есть в самых знаменитых музеях мира. В Третьяковской галерее и Русском музее в том числе. Кроме того, его пейзажи периодически выставляются на российских и международных аукционах. До сих пор их продают и покупают. Так «Зимний пейзаж», написанный в 1886 году в конце XX века был продан в Швейцарии за 250 тысяч долларов. Почти столько же любители и знатоки живописи отдали за «Лес» и «Осенний пейзаж».

Полотна Клевера покупают самые богатые люди мира, для того чтобы украсить интерьеры своих домов и замков. Некоторые из немногих исследователей его творчества считают, что почти все его холсты появились на свет под влиянием общественного вкуса. То есть, не художник формировал вкус общества, в чём, несомненно, его главное призвание, а пристрастия публики были путеводной звездой Юлия Клевера, и его, таким образом, можно считать предвестником массового искусства. Давайте отбросим негативный смысл понятия «массовое искусство» и согласимся, что «элитарное искусство» далеко не всегда лучше.

Юлий Юлиевич Клевер родился в 1850 году в Дерпте (ныне Тарту) в семье прибалтийского немца. Его отец, Юлиус Клевер, был магистром химии и преподавал этот предмет в Дерптском ветеринарном институте. Сын Юлий рано проявил способности к рисованию и после окончания дерптской гимназии в 1867 году, стал учиться на архитектора в классах Императорской Академии художеств. Именно отец выбирал стезю для успешного и обеспеченного будущего сына.

Однако сын Юлий очень скоро проявил своеволие и перешёл из архитектурного класса в пейзажную студию. Сначала молодой Клевер постигал секреты пейзажной живописи у художника С. В. Воробьёва, а затем у М. К. Клодта. Он смело называл себя пейзажистом, тем более что в 1870 году его ландшафтные этюды с натуры удостоились наград: он получил малую и большую серебряные медали от Академии художеств. Получив за свои этюды с натуры награды, Клевер вышел из числа учеников Академии и отныне развил свое дарование без помощи всяких наставников, единственно работой с натуры. Почему он покинул стены Академии можно только предполагать.

О Юлии Клевере заговорили. Его картины стали покупать знаменитые люди, что тоже способствовало популярности начинающего живописца в художественных кругах. Через год после награждения и выхода из состава учеников Академии картину Клевера приобрёл граф П. С. Строганов, еще через год великая княгиня Мария Николаевна, куратор Академии художеств, пожелала иметь в своей коллекции пейзаж «Закат».

В 1874 году весь художественный Петербург говорил только об одном: 24-летний молодой человек без академического образования устраивает персональную художественную выставку. Это было делом абсолютно необычным: на персональные выставки отваживались немногие знаменитые живописцы, такие как В. В. Верещагин, В. М. Васнецов или И. К. Айвазовский. Юлий Клевер организовал свою выставку на стендах Петербургского Общества поощрения художников.

Выставка Ю. Ю. Клевера прошла чрезвычайно успешно и принесла ещё большую известность молодому пейзажисту. Его имя было у всех на устах, и когда стало известно, что в 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину «Запущенный парк», никто в художественной среде не удивился. Спустя несколько месяцев журналисты известили, что художнику Юлию Клеверу присуждена еще одна премия за картину «Первый снег на вспаханном поле».

На второй персональной выставке в 1876 году модный живописец представил уже сорок новых картин и этюдов. Публика была восхищена талантом, работоспособностью, предприимчивостью и упорством Клевера. О нём заговорили коллекционеры. Выставку посетил император Александр II и приобрёл пейзаж «Берёзовый лес». Это было очередной ступенью вверх для художника — покупка картины царем мгновенно решила его судьбу. Ю. Ю. Клеверу, даже не окончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание Академия давала своим наиболее примерным воспитанникам.

Ещё через два года, в 1878 году за картину «Вид запущенного парка в Мариенбурге» («Старый парк») Ю. Ю. Клеверу было присвоено звание академика. Эта картина сыграла особую роль в жизни и творчестве пейзажиста. Она была отправлена на Всемирную выставку в Париж, имела большой успех у европейцев. Картина настолько полюбилась ценителям живописи, что удивлён был сам автор полотна. Чтобы закрепить успех, Юлий Клевер создал несколько копий «Старого парка». Написание ещё одной картины было памятно художнику всю жизнь. Это картина «Лес». За неё в 1881 году Юлий Клевер получил звание профессора живописи. Картина «Лес» сегодня украшает зал Академии художеств в Петербурге.

Пейзажист популярен и востребован. Картины его многочисленны. Они очень своеобразны и узнаваемы — у художника свой почерк. «Клеверовская интонация» придаёт особый шарм его прибалтийским пейзажам. Чаще всего это зима или осень и непременно солнечные лучи закатного солнца. Его пейзажи, таинственные и романтичные, кажутся увиденными в мистическом сне и воспроизведёнными волшебной кистью.

Именно природа родной Прибалтики чаще всего вдохновляла пейзажиста. В 1879 году остров Нарген стал местом творческой экспедиции художника. Наргеновские пейзажи прославили имя художника ещё больше. Полотно «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») было приобретено Павлом Третьяковым. Картину «Лес зимой» купил император Александр Третий, а полотно «Остров Нарген» — великий князь Алексей Александрович.

В это время в России было популярно движение Товарищества передвижных выставок. Художники-передвижники до сих пор являются символом мира русской живописи второй половины девятнадцатого века. В конце девятнадцатого века и в начале двадцатого набирало силу ещё одно объединение художников — «Мир искусства». Популярны были художники Абрамцевского кружка. Действительно, популяризировать  своё творчество легче участнику товарищества или союза.

Клевер же выбрал свой путь. Он был и остался художником-индивидуалистом, не примкнув ни к одной художественной организации. Но его известность и успех составляли конкуренцию многим знаменитостям мира живописи. Да, он был очень успешен. Его персональные выставки можно было увидеть почти во всех городах Центральной России. Часто он выставлялся и в Европе. О его работоспособности ходили легенды. Вот одна из них.

Популярность вынудила его организовать в своей мастерской «живописную фабрику», по поводу которой недоброжелатели немало судачили. Поскольку заказов было много, и упускать их, ясное дело, не хотелось, а воплотить все самому, казалось, физически было невозможно, появились так называемые «клеверки» — картины, созданные в его мастерской. В художественной среде распространился слух, что Клевер использует услуги молодых художников-подмастерьев при написании фигур людей, лошадей. Вероятно, случалось и так, размышляли люди, что «подмастерья» писали подмалевки, по которым Юлий Клевер лишь проходил кистью.

Кстати, неверно предполагать, будто это такое уж из ряда вон выходящее явление. Подобным делом не брезговал даже великий Рубенс в свое время. Имена художников, «подрабатывавших» у Клевера, не все известны. В его мастерской точно трудились Писемский, Ризниченко, Оболенский. Именно живопись тех лет имеет клеймо «Клевер и мастерская». В 1900-е годы с этим было покончено. «Теперь я на пистолетный выстрел не подпускаю никого к моим картинам», — утверждал пейзажист.

Художник, действительно, зарабатывал легко и много, тратил — тоже с особой легкостью. Юлий Клевер был тем, кого называется «человеком широкой души». Способностей к накоплению и преумножению богатств за ним не водилось. Когда деньги заканчивались (а заканчивались они часто), ему проще было написать и продать новую картину, чем экономить. Юлий Клевер отличался беспечностью, жизнерадостностью и легким характером. Многие его ученики с благодарностью вспоминали, что Клевер мог скупить у ученика все имевшиеся на тот момент эскизы — чтобы просто помочь прочно осевшему на мели студенту, не ставя того в неловкое положение.

Особенно популярны картины Юлия Клевера стали после того, как Александр Григорьевич Кузнецов — русский купец, предприниматель и меценат, владелец крупнейшей чаеторговой фирмы в России — сделал предложение художнику поработать над интерьерами виллы предпринимателя в Форосе (Крым). Картины, написанные Клевером для форосского дворца Кузнецова, принесли хорошие деньги. И платить было за что.

В блестящей биографии Юлия Клевера есть одно событие, которое заставило художника с семьёй покинуть Россию и жить около десяти лет в Германии. Семья Клеверов вернулась в Россию в 1915 году. Это была уже другая страна: Россия, раздираемая народными волнениями, стачками и забастовками. Россия накануне революции. Но Юлий Клевер больше уже никуда не уедет. Его Россия — вне политических бурь.

Его берёзки, заснеженные домики в глухой тайге, первые лучи солнца на лесной опушке и первые проталины в лесу — этот мир остался с ним до конца. Было тревожное время Первой мировой войны. Врагом России была Германия. Стоит только догадываться о том, почему немец Клевер, в разгар войны покинул свою историческую родину, вернувшись в Россию. Вероятно, это был человек с сильным характером, готовый на вызов общественному мнению. После возвращения Юлий Клевер устроил выставку своих картин в Москве.

Идёт война, Петербург теперь называют Петроградом, а занятия в Академии художеств проходят своим чередом: «академический живописец» Юлий Клевер продолжал преподавать в Академии художеств. Пейзажи Клевера знала и любила вся Россия, они пользовались огромной известностью, а репродукции его работ тысячами раскупались в разных уголках страны.

После революции 1917 года Юлий Клевер не покинул Россию. По неизвестным нам причинам он, один из немногих, сумел получить материальную поддержку от новой власти — от Общества художников имени А. И. Куинджи. Юлий Юлиевич продолжал преподавать в Академии художеств и заведовал кафедрой монументальной живописи в Высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной. Даже успел стать Заслуженным деятелем искусств РСФСР. Впрочем, его имя не входило в список «обязательных для изучения». Но, право, всегда успешный и востребованный художник Юлий Клевер находил своё место в любой обстановке, вероятно, неслучайно. И хотя он в советское время не писал ни портретов героев войны и труда, ни батальных сцен, его профессиональный взгляд художника и мастерство пейзажиста были востребованы.

Юлий Клевер умер в 1924 году в голодном и холодном Ленинграде в возрасте 74 лет. Был похоронен на православном Смоленском кладбище. Он никогда не жаловался на жизнь. А  лишь с улыбкой вспоминал время, когда он имел всё. Трое его детей пошли по его стопам и тоже посвятили свою жизнь живописи.

Дочь Мария Юлиевна Клевер (1878—1967), театральная художница.

Сын Юлий Юлиевич Клевер (1882—1942), художник. В 1910 году провёл персональную выставку в Москве. Преподавал в Рисовальной школе в Петербурге (1902—1906; 1909—1917); умер в блокаду.

Сын Оскар Юлиевич Клевер (1887—1975), художник. Иллюстрировал и оформлял книги, создавал эскизы театральных костюмов и декораций в Передвижном театре П. П. Гайдебурова в Петербурге. После революции работал преимущественно как художник театра и график.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА