«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» — картина русского художника Николая Ге (1831—1894), написанная в 1871 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. | Epoch Times Россия
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» — картина русского художника Николая Ге (1831—1894), написанная в 1871 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Николай Ге: Драматизм реальной истории России

Картина «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» как результат творческого преображения художника
Автор: 20.03.2022 Обновлено: 20.03.2022 11:26
Творчество Николая Ге занимает особое место в истории русской живописи второй половины XIX века. Наряду с И. Н. Крамским и В. Г. Перовым, Ге был одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Никогда не предавал заветы реализма.

Однако его творчество своеобразно и выделяется среди картин передвижников особым драматизмом, специфическим взглядом на прошлое и настоящее.

Ге — художник большого творческого темперамента, его искусство проникнуто духом высокого гуманизма, несмотря на то, что мастер всегда выбирал самые трагические моменты из Святого Писания и из жизни исторических личностей.

Николай Николаевич Ге родился в 1831 году в Воронеже. Его такая непривычная для русского слуха фамилия объясняется родством с французским эмигрантом, обосновавшимся в России в XVIII веке. Детские годы будущего художника прошли на Украине.

Учился Николай Ге в киевской гимназии. По окончании гимназического курса он три года учился в Киевском университете на математическом отделении философского факультета. Однако университета он не окончил. Ещё в гимназические годы проснулась в нём любовь к изобразительному искусству.

Молодой человек перебирается в Петербург — центр художественной жизни России и попадает в среду творческой молодёжи. Страсть к живописи постепенно вытесняет в его жизни интерес к наукам. Николай оставляет университет и поступает в Академию художеств. Девятнадцатилетний юноша пришёл в Академию уже с формировавшимися взглядами на жизнь и творчество. Даже в его ученических работах на библейские темы видно желание вдохнуть в традиционно- академические сюжеты живое чувство и провести параллель с современностью.

Большая золотая медаль дала право художнику повышать своё мастерство в Италии, где он провёл около 13 лет. Эти годы посвящены изучению западноевропейского искусства, особенностей итальянского пейзажа и портрета, а самое главное — изучению Евангелия. Казалось бы, это и определит творческий почерк Николая Ге. Но в 1870 году он возвращается в Россию и обращается к истории и действительности своего отечества. Художник писал:

«Я понял в Петербурге, что то, чего я искал в Риме, во Флоренции в искусстве или, лучше сказать, в себе, то самое все искали здесь».

Это открытие заставило художника сделать шаг к истории России. Результатом этого творческого преображения стала картина «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871 г.).

В 1872 году Россия готовилась к празднованию 200-летия со дня рождения Петра. Личность «царя-преобразователя» тогда, как и сегодня, вызывает в российском обществе острый интерес. Отношение Николая Ге к Петру и его деятельности формировалось в атмосфере споров о прошлом, настоящем и будущем России.

Сюжет картины относится к одному из самых драматичных эпизодов в жизни Петра и его сына Алексея. Как известно, Алексей оказался замешан в заговоре противников Петра, ставивших целью реставрацию старых порядков. Ге изображает сцену допроса Петром своего сына и наследника престола. В картине всё просто и достоверно: ситуация, характеристики героев, композиция, антураж интерьера. Допрос происходит в одной из комнат Монплезира в Петергофе, виденной художником в натуре. Портреты героев воссозданы в соответствии с прижизненными изображениями. Всё внимание зрителей художник сосредоточил на психологической выразительности лиц и фигур — их мимики, жеста, поз.

Только что, вероятно, произошло бурное объяснение. Порыв гнева у отца сменился мучительной уверенностью в виновности сына. Пытливо и пристально Пётр смотрит на Алексея, как бы стараясь его разгадать и всё ещё не оставляя надежды на сыновнее раскаяние. Под взглядом отца Алексей опустил глаза. В полном безмолвии продолжается внутренний диалог. В тонкой немощной фигуре царевича, в его бледном некрасивом лице сквозят страх и упрямое сопротивление. Изображение фигуры Петра передаёт всю горечь утраты в сыне своего преемника и в то же время неколебимую уверенность в своей правоте человека, поставившего государственный интерес выше личного.

Писатель М. Е. Салтыков-Щедрин, увидевший эту картину Николая Ге на Первой передвижной выставке, отозвался о ней так:

«Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти».

Лариса Михайлова — филолог-преподаватель русского языка и литературы. Опыт работы — 40 лет. Окончила факультет русской филологии Самаркандского государственного университета. Специализация — журналистика. Публикуется в СМИ с 2005 г. С 2015 г. сотрудничает с The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА