«Пьета» Вильяма Адольфа Бугро, 1876 г. Частная коллекция. (Всеобщее достояние)
 | Epoch Times Россия
«Пьета» Вильяма Адольфа Бугро, 1876 г. Частная коллекция. (Всеобщее достояние)

Образ сострадания

Эмоциональное вдохновение в творчестве художников
Автор: 30.03.2022 Обновлено: 30.03.2022 09:50
Пьета является сквозной темой на протяжении всей истории западного искусства и относится к произведениям искусства, на которых изображена Дева Мария с Иисусом после его распятия.

Слово pietà приблизительно переводится как «жалость» или «сострадание» и иллюстрирует любовь Марии к своему сыну.

Самая известная пьета — скульптура художника эпохи Возрождения Микеланджело. В возрасте 24 лет Микеланджело закончил «Пьету» для капеллы Старого собора Святого Петра в Риме. Мария изображена держащей тело Иисуса на своих коленях. Она сострадает страданиям своего сына, но принимает его судьбу. Слегка приподнятые брови на лице Марии намекают на скорбь матери.

Микеланджело критиковали за то, что он изобразил Марию такой же молодой, как и ее сын Иисус. На что Микеланджело ответил, что целомудренные женщины сохраняют свою молодость и красоту. Мария изображена несколько крупнее Иисуса. Возможно, что так Микеланджело дал возможность Марии удерживать и поддерживать Иисуса.

«Пьета» была единственным произведением искусства, на котором Микеланджело подписал свое имя. Как гласит история, Микеланджело услышал, как зрители приписывают его работу другому художнику, поэтому он потратил целую ночь, подписывая своё имя на поясе, который драпируется на груди Марии. На первый взгляд, слова на поясе гласили: «Это сделал Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Но, по словам Карла Смита автора книги «Что в имени? Микеланджело и искусство подписи», эта подпись выбита в сочетании со странными точками и символами, которые могут означать: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонарроти, посланник Бога».

Антонис ван Дейк, фламандский художник XVII века эпохи барокко, создал свою версию «Пьеты». На его картине присутствуют Мария Магдалина и святой Иоанн. Безжизненное тело Иисуса лежит на белой простыне на камне, а Мария сидит позади него. Хотя Иисус погиб, его нимб всё ещё сияет, указывая на то, что его божественная душа жива.

Богородица угрюмо смотрит на небо; боль на её лице выражает сострадание, которое она испытывает к страданиям своего сына. Ладонь её левой руки раскрыта, и она делает жест, как бы представляя Иисуса небесам.

Мария Магдалина, стоящая на коленях справа от Марии и Иисуса, целует руку Иисуса. Слева внизу — терновый венец, прибитая к кресту бумага с надписью «Иисус из Назарета, Царь Иудейский» и таз с губкой. Ван Дейк усилил драматизм композиции, используя стилизацию в стиле барокко, отказавшись от треугольной композиции эпохи Возрождения в пользу большего количества изгибов, движения и эмоций.

Почти 250 лет спустя Вильям Бугро, выдающийся представитель французского академического стиля в искусстве, написал свою версию «Пьеты», вдохновленную смертью своего старшего сына. Мария, одетая в чёрное в центре композиции, оплакивает смерть своего сына. Крепко держа безжизненное тело Иисуса, она смотрит на зрителя со страдальческим выражением лица. Обе фигуры имеют позолоченные нимбы, символизирующие их божественность.

В нижней правой части композиции мы снова видим терновый венец и таз с водой, которой было очищено тело Иисуса. Две центральные фигуры окружают девять ангелов, одетых в цвета радуги. Согласно иудейским традициям, это иллюстрация обещания Бога обновить мир после Ноева потопа; в христианских традициях она символизирует обновление человеческой души.

Бугро вложил в выражение лица Марии личную боль потери собственного сына. Находясь в депрессии в течение шести месяцев после потери, эта картина стала для него способом обновления собственного духа. Цвета одеяний ангелов в сочетании с черно-белыми одеждами Марии и Иисуса могут также представлять полную палитру, использованную в этой композиции. Другими словами, все нарисованные фигуры являются возможным представлением того, что божественное ответственно как за обновление духа, так и за художественное творчество.

Эти три изображения Пьеты иллюстрируют сострадание и жалость матери к страданиям своего ребенка. Микеланджело идеализировал Деву Марию и Иисуса в спокойную и принимающую сцену страдания, Ван Дейк драматизировал сцену, чтобы эмоционально тронуть зрителей, а Бугро создал мощный образ, используя боль собственной потери как эмоциональное вдохновение.

Единственное, что неизменно во всех этих подходах — изображение сострадания. Возможно, не у всех нас есть дети, но у каждого из нас есть кто-то, о ком мы заботимся. Каждый человек испытывает страдания, независимо от социально-экономического класса, расы, пола и т. д. Эти изображения служат поощрением сострадания к нашим ближним и к самим себе.

Эрик Бесс — практикующий репрезентативный художник и докторант Института докторских исследований в области визуальных искусств (IDSVA).

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА