
Осень, купчихи и патриархальная Русь Кустодиева
Пышнотелые купчихи были для Кустодиева символом сытости, достатка и спокойствия. Они, словно феи, населяли сказочный мир художникаВ нижнем углу пейзажа расположились две дородные купчихи, которые пьют чай из самовара. Под чаепитие они ведут тихую, мирную беседу, чтобы развлечься и скоротать погожий денёк.
Женщины очень аппетитно накрыли свой стол пирогами, булками и сезонными фруктами. Особое внимание привлекает арбуз, который красуется ярким пятном в центре застолья.
Осень Кустодиева полна позитива, тепла, света и достатка. Она такая яркая и сочная, что зрителю невольно хочется попасть туда и насладиться чаепитием со старосветскими купчихами.

Борис Кустодиев «Осень в провинции. Чаепитие»/ общественное достояние
Почему же Кустодиев так любил рисовать купчих на своих полотнах? Дело в том, что после революции в стране стояла разруха, голод и холод. Семья художника сильно нуждалась, он даже был вынужден распродавать свои вещи. При этом сам живописец последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу из-за тяжёлой болезни.
В письме театральному режиссёру Василию Лужскому в те дни Кустодиев писал:
«Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».
Пышнотелые купчихи были для Кустодиева символом сытости, достатка и спокойствия. Они, словно феи, населяли сказочный мир художника, где всё было размерено, гармонично и красиво. Погружаясь в свои позитивные полотна, Кустодиев душой отдыхал от болезни, голода и разрухи, поглотившей страну в послереволюционные годы.
Сам художник вырос в провинциальной Астрахани, поэтому писал картины по своим детским воспоминаниям. Последние годы жизни мастер уже не выходил из дома, поэтому различные образы создавал исключительно по памяти, прибегая при этом к ярким колористическим сочетаниям.
Можно сказать, что купчихи Кустодиева олицетворяли собирательный образ уездных городов, которые отличались спокойствием, размеренностью, умиротворённостью и медленно текущей уличной жизнью.
К сожалению, Борис Кустодиев прожил короткую жизнь, однако он оставил после себя глубокое культурное наследие, которое может показать нам настоящую, самобытную, патриархальную Русь с её купчихами, ярмарками, самоварами, куполами и, конечно же, роскошными чаепитиями.
Источник: Картины с историей
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times