Реставратор тщательно очищает «Пьету Бандини», одну из незаконченных скульптур Микеланджело (изображение: Claudio Giovannin/Courtesy of Opera di Santa Maria del Fiore) | Epoch Times Россия
Реставратор тщательно очищает «Пьету Бандини», одну из незаконченных скульптур Микеланджело (изображение: Claudio Giovannin/Courtesy of Opera di Santa Maria del Fiore)

Разрушил ли Микеланджело свою скульптуру «Осаждение»?

Крупная реставрация приоткрывает завесу тайны мифа о «Пьете Бандини»
Автор: 05.12.2021 Обновлено: 05.12.2021 09:16
Это происходило в середине XVI века. Искры разлетались в разные стороны, когда великий скульптор Микеланджело, которому исполнилось к тому времени 72 года, яростно вырезал из куска мрамора высотой более двух метров фигуры Иисуса Христа, Никодима, Девы Марии и Святой Марии Магдалины.

Микеланджело изобразил Христа только что сошедшим с Креста. В скульптуре под названием «Осаждение» ощущается мощная динамическая энергия, которая заставляет затаить дыхание всех, кто наблюдает, как три фигуры, окружающие Христа, пытаются удержать безжизненное тело.

Никодим сострадательно возвышается над композицией, пытаясь поддержать Христа, в то же время, по-видимому, позволяя Деве Марии попрощаться со своим сыном. Правая рука Христа возлежит на хрупком плече святой Марии Магдалины.

Голова Христа наклонена к матери, или, возможно, она притягивает его ближе к себе, когда он оседает на её колени. Можно услышать, как она шепчет ему на ухо прощальные слова.

Это произведение — одна из последних скульптур Микеланджело, своего рода прощание, которое должно было быть установлено над гробницей Микеланджело. Как ни удивительно, но лицо Никодима, изображённое мастером, — это предположительно автопортрет самого Микеланджело.

Возможно, Микеланджело хотел, чтобы мы запомнили его именно таким. Никодим смотрит на Иисуса Христа с нежностью и преданностью, взглядом передавая веру Микеланджело как набожного католика, осознающего, что он скоро предстанет перед ликом Его.

Микеланджело так и не закончил работу над скульптурой «Осаждение», и она не была установлена на его могиле. В течение многих лет эксперты считали, что мастер в порыве ярости и разочарования частично разрушил скульптуру: левая рука Христа сломана, а его левая нога отсутствует. Недавно завершившаяся реставрация объяснила, что же произошло на самом деле.

Три Пьеты Микеланджело

Микеланджело за свою жизнь создал три скульптуры Пьеты. Наиболее известна Ватиканская Пьета, над которой он работал ещё молодым художником. По мнению многих, в этой скульптурной композиции скульптор представил Деву Марию слишком юной, чтобы иметь взрослого ребёнка. Услышав такое мнение, Микеланджело ответил, что Дева Мария выглядит молодой, потому что человека старит не возраст, а грех.

В старости Микеланджело начал создавать «Осаждение» и одновременно с ним Пьету Ронданини (сейчас скульптура находится в Милане). В то время он был главным архитектором собора Святого Петра в Риме, одного из самых сложных проектов в его жизни.

Вероятно, он потратил бесчисленное количество часов, вырезая эти две великие скульптуры, урывками, чудом находя небольшие промежутки времени, так как его основная работа происходила в соборе Святого Петра.

Важно отметить, что «Осаждение», называемое также «Пьетой Бандини», принадлежит не только Микеланджело. Он отдал незаконченную работу своему слуге Антонио да Кастельдуранте, который поручил её заботам скульптора Тиберио Кальканьи. Но тот умер до того, как закончил работу.

Искусствовед и друг Микеланджело Джорджо Вазари говорил, что после смерти Тиберио Кальканьи скульптура осталась незавершённой. Кальканьи сильно уменьшил в размере фигуру святой Марии Магдалины, сломанная рука Христа не была хорошо отреставрирована, а в скульптуре появились дополнительные мраморные части.

Антонио да Кастельдуранте продал работу банкиру Франческо Бандини, поэтому «Осаждение» обычно называют «Пьета Бандини».

После нескольких смен владельцев, в 1671 году произведение купил Козимо III Медичи — великий герцог Тосканы. Скульптуру перевезли во Флоренцию, где она почти 50 лет простояла в крипте церкви Сан-Лоренцо (церковь Святого Лаврентия), а затем более 250 лет во Флорентийском соборе. В 1981 году её перевезли в музей Опера-дель-Дуомо во Флоренции, где она и находится до сих пор.

Неожиданные выводы по итогам реставрации

Несмотря на то, что это была одна из знаменитых работ Микеланджело, кроме восстановительных работ Тиберио Кальканьи, выполненных около 470 лет назад, «Осаждение» подвергалось лишь обычным консервационным процедурам, таким как очистка и общее техническое обслуживание.

Только недавние усилия по восстановлению привели к поразительным изменениям. Базирующийся в Америке некоммерческий фонд «Друзья Флоренции» финансировал реставрационные работы, а музей Опера-дель-Дуомо возглавил реставрацию, которая началась в 2019 году.

Все признаки старения памятника были удалены благодаря усилиям по восстановлению, предпринятым Паолой Розой и Эмануэлой Пейретти, а также внутренними и приглашёнными экспертами. В работе реставраторы использовали вату, смоченную в деионизированной воде, которую иногда нагревали, чтобы удалить грязь. Скальпелями пользовались крайне аккуратно, и только на участках, которые имели стойкую грязь.

Теперь скульптура потеряла янтарный оттенок, представив глазам зрителей свой великолепный белый мрамор. Исчез остаток штукатурки, оставшийся от слепка, сделанного в 1882 году.

Ушло восковое покрытие, которое, как надеялись реставраторы, должно было защитить работу от усыхания после того, как был сделан слепок. Не стало и многовековых отложений пыли и воска. Грязь портила изящно вырезанные детали, такие как складки драпировки и скульптурные рельефы.

В рамках усилий по восстановлению эксперты протестировали мрамор и обнаружили, что он был добыт из карьера в селении Серавецца в Тоскане, когда-то принадлежавшего выдающейся семье Медичи.

Специалисты ранее полагали, что скульптура была сделана из каррарского мрамора, с которым, как известно, связан тосканский карьер Микеланджело.

Мастера беспокоило качество мрамора, добываемого в Серавецце. Однажды по указанию Джованни ди Лоренцо де Медичи (позже стал папой Львом X) Микеланджело использовал мрамор из Серавеццы для фасада церкви Святого Лаврентия во Флоренции. Художник обнаружил, что на поверхности мрамор выглядит чистым, но подвержен мелким трещинам и покрывается тонкими прожилками, которые трудно обнаружить.

Уничтожил ли Микеланджело «Осаждение»?

Реставраторы не обнаружили ни одного из разрушительных ударов молотка Микеланджело по творению, но они могли быть стёрты кем-то позже. Эта часть истории остаётся неразгаданной.

Анализ мрамора скульптуры «Осаждение», однако, подтвердил, что блок был испорчен. Мрамор был пронизан включениями пирита, широко известного как «золото дурака». Когда по мрамору с пиритом ударяли зубилом, вокруг разлетались «драматические» искры.

Многочисленные мелкие трещины были обнаружены на задней и передней частях основания скульптуры, что привело экспертов к выводу, что Микеланджело, вероятно, пришлось прекратить работу над скульптурой из-за качества выбранного материала.

Микеланджело, возможно, и не уничтожал свою работу, но такое предположение будоражит умы и подогревает интерес к истории создания этого творения.

Посетители музея Опера-дель-Дуомо (Museo dell’Opera del Duomo) могут до 30 марта 2022 года увидеть великую скульптуру Микеланджело Буонарроти «Осаждение» вблизи, в том же помещении мастерской, где она была восстановлена. Чтобы узнать больше, посетите Кафедральный собор во Флоренции или сайт Duomo.Firenze.it.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА