Редчайший Чёрный часослов будет отреставрирован

Во всём мире известно всего семь «чёрных книг» — впечатляющих средневековых иллюминированных рукописей на пергаменте, окрашенном в чёрный цвет или тонированном.

Существующие экземпляры датируются второй половиной XV века. Кроме того, все они представляют собой особый тип христианского фолианта, известный как часослов — сокращённое собрание ежедневных молитв или молитвенных обрядов для мирян.

Самый старый из них находится в Музее и библиотеке Испанского общества в Нью-Йорке. «Чёрный часослов», также известная как Horae beatae marie secundum usum curie romane, датируется около 1458 года. Из-за своей редкости она является одним из величайших сокровищ музея, но редко выставляется на всеобщее обозрение. Действительно, она очень хрупкая и нуждается в реставрации. В апреле 2025 года было объявлено, что эта небольшая книга размером всего около 14,5 на 10,1 см будет отреставрирована благодаря престижному двойному гранту.

«Служение мессы», листы из «Чёрного часослова Галеаццо Марии Сфорца», около 1466–1477 гг. Австрийская национальная библиотека, Вена. (Public Domain)

Скорбящая королева

Учёные полагают, что Чёрный часослов был заказан Марией Кастильской (1401–1458), королевой и женой Альфонсо V Арагонского, после смерти её мужа в 1458 году, либо был подарен ей в знак траура. Теория, связанная с утратой, подтверждается цветом пергамента. Мария умерла через три месяца после своего супруга, что, возможно, и объясняет незаконченность рукописи. Текст сохранился: великолепные страницы украшены замысловатым золотым обрамлением и исписаны золотыми и серебряными готическими буквами. Однако в оформлении не хватает иллюстраций.

«Святой Георгий и дракон», фолиант, начало 1460-х годов, Виллем Врелант. Центр Гетти, Лос-Анджелес. (Public Domain)

На одном из фолиантов изображён кастильский герб, указывающий на происхождение Марии. Отсутствие арагонской геральдики её мужа подкрепляет предположение о том, что на момент создания книги она была вдовой. Художник, вероятно, был фламандцем и, как считается, принадлежал к кругу Виллема Вреланта, выдающегося иллюминатора из Брюгге (Бельгия), работавшего в третьей четверти XV века.

Листы 18v–19r из «Часослова», около 1480 года, мастерской Виллема Вреланта. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк. Известный как «Чёрный часослов», он относится к небольшому числу рукописей, написанных и иллюминированных на пергаменте, окрашенном чёрной краской. (Public Domain)

В Нью-Йорке много маленьких чёрных книг. В Библиотеке и музее Моргана хранится одна, датированная примерно 1480 годом. Основываясь на стилистических сравнениях, эксперты полагают, что рукопись Моргана, возможно, была изготовлена в той же мастерской, что и рукопись Испанского общества. Анализ чёрной краски, использованной на пергаменте книги Испанского общества, показывает наличие углерода, аналогичного тому, что присутствует в книге Моргана, которая также требует реставрации.

Углерод делает поверхность пергамента гладкой и блестящей, но он плохо удерживает некоторые пигменты. Кроме того, чёрный цвет пергамента книги Моргана местами отслаивается.

Мечта всей жизни Хантингтона

Здание Испанского общества Америки на Одюбон-Террас в Манхэттене. (Shannon McGee/CC BY-SA 2.0)

В 1933 году Испанское общество получило «Чёрный часослов» в дар от своего основателя Арчера М. Хантингтона. Хантингтон купил её у знаменитого лондонского книготорговца Бернарда Куорича, который приобрёл её в 1900 году.

Главный двор Испанского музея и библиотеки в стиле испанского Возрождения, богато украшенный терракотовой плиткой высотой 10,67 метра. (Mark B. Schlemmer/CC BY-SA 2.0)

Филантроп, учёный и коллекционер, Хантингтон (1870–1955) основал музей в 1904 году. Это стало воплощением мечты всей его жизни. В письме к матери в 1898 году он писал:

«Моё коллекционирование всегда имело под собой, как вы понимаете, музейную основу. Музей, который должен широко затрагивать искусство, ремёсла, литературу. Он должен сжимать душу Испании в смыслы через творения рук и духа. … Я хочу знать Испанию как Испанию и таким образом выразить её в музее. Это почти всё, что я могу сделать. Если я смогу создать поэму о музее, её будет легко читать».

В галерее скульптур в главном дворе Испанского общества представлены алебастровые скульптуры из испанской гробницы XVI века. (Ritu Manoj Jethani/Shutterstock)

Фонды учреждения охватывают обширную географию: Испанию, Португалию, Латинскую Америку, Филиппины, а также различные средства массовой информации. В коллекции более 900 картин, включая выдающиеся работы ведущих испанских художников — Эль Греко, Веласкеса, Гойи и Сорольи, 6 тыс. рисунков и акварелей, а также скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства и текстиль.

Портрет Гаспара де Гусмана, графа-герцога Оливареса, 1623 год, работа Диего Веласкеса. Холст, масло; 222 см на 138 см. Латиноамериканское общество Америки, Нью-Йорк. (Public Domain)

Фонды реставрации

В библиотеке хранится 250 тыс. произведений XI–XX веков. «Чёрный часослов» — один из самых востребованных экспонатов в её коллекции. Европейский фонд изящных искусств (TEFAF) совместно с Проектом по реставрации произведений искусства Банка Америки поддержал реставрацию книги, выделив Испанскому обществу $56 700 для этого. Одна из главных целей — устранить давление, которое кожаный переплёт оказывает на иллюминированную рукопись.

Менеджер по маркетингу TEFAF Алина Аркарь объясняет:

В XIX веке «Чёрный часослов» Общества был переплетён в позолоченный тёмно-синий сафьяновый переплёт, страницы были обрезаны, а края позолочены. Хотя пергамент, серебряные и золотые буквы, а также позолоченные иллюстрации на 149 листах сохранились в хорошем состоянии, некоторые не декорированные страницы имеют следы пожелтения, а переплёт чрезвычайно тугой, что ограничивает раскрытие тома на 45 градусов.

Вся рукопись будет распечатана, и каждая страница будет оцифрована, что позволит лучше визуализировать содержание книги. Реставраторы также создадут более надёжный контейнер для замены старого переплёта.

Часословы были одними из самых личных предметов роскоши, созданных в Средние века. Они играли важную роль в духовном развитии их владельца и были образцами превосходного искусства малых форм. Чёрный часослов Латиноамериканского общества, которому более 550 лет, это сокровище, находящееся под угрозой исчезновения. К счастью, он проходит необходимую реставрацию и сможет стать достоянием более широкой аудитории.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

Exit mobile version