«Автопортрет с Бритой», Карл Ларссон, 1898 год. Частная коллекция. (Общественное достояние) | Epoch Times Россия
«Автопортрет с Бритой», Карл Ларссон, 1898 год. Частная коллекция. (Общественное достояние)

Семья — часть творчества

Портрет любимого художника Швеции
Автор: 05.04.2022 Обновлено: 05.04.2022 10:22
Многие художники пишут автопортреты на протяжении всей своей карьеры. Мы видим их такими, какими они хотят, чтобы их видели: видными в обществе, в богатой одежде, возможно, держащими в руках символ своей значимости.

На одном из своих автопортретов, «Брита и я» (1895 г.), шведский художник Карл Ларссон (1853-1919) стоит, расставив ноги, на потёртом дощатом полу. Он одет в синий костюм с красной подкладкой и выражает чистую радость, ведь на плечах он несет символ своей значимости — своего ребёнка.

Кажется, что слышно, как смеется дочь художника, Брита, которая, как и большинство детей, рада оказаться на плечах отца. Она беззаботно крутит руками, демонстрируя полную уверенность в том, что отец не даст ей упасть. Уравновешивая дочь одной рукой, Ларссон деликатно держит в другой крошечную кисть художника.

Трудное детство

В детстве Ларссон был лишен любящей и заботливой семьи. Он жил в бедности и подвергался насилию со стороны отца, который выгнал из дома его вместе с братом и матерью. Его мать поселилась со своими маленькими сыновьями в небольшой комнате, которую они делили с двумя другими семьями.

В своем автобиографическом романе «Ягуар» Ларссон писал, что «нищета, грязь и порок процветали там, неторопливо кипели и тлели, изъеденные и прогнившие тела и души».

Однако в раннем возрасте его художественные способности были признаны, и ему давали уроки рисования. Когда он вырос, он переехал в Париж, чтобы учиться дальше и оттачивать свое мастерство. Там он встретил свою жену Карин, которая специализировалась на дизайне интерьеров. После свадьбы супруги вернулись в Швецию.

Образцовая семья

Мастерство Ларссона как художника обеспечило его семье из восьми человек любящий и надежный дом. Дети были его любимыми моделями, и он часто рисовал их. Он изображал детей за разными занятиями.

Много сохранилось индивидуальных портретов детей художника. Картина «Эсбьёрн делает домашнюю работу» (1910 г.) показывает прямо противоположное: Эсбьёрн не делает домашнее задание, а думает о посторонних вещах, когда ветер дует из открытого окна. Молодой человек смотрит мечтательным взглядом, а в зеркале отражается образ его отца, рисующего эту сцену.

Портрет Эсбьёрна в младенчестве на коленях у матери (1900 г.) показывает, как он доволен тем, что может держаться за свой палец на ноге. Его улыбка говорит сама за себя.

На портрете его дочери Лилле Маттс (1912 г.) изображена маленькая девочка, закутанная с ног до головы в теплые красные шерстяные вещи. Выражение её лица говорит о нетерпении выйти на улицу. Она уже готова почувствовать холод на своих щеках.

Рождество — один из главных праздников шведского календаря. Это счастливое время для семьи Ларссон. На акварели Ларссона «Рождественское утро» (1894 г.) изображены дети, играющие с подарками. Почти слышно, как малышка на переднем плане опускает камешки в маленькое ведерко, а старший мальчик за парусником викингов слева натягивает коньки, которые могут быть использованы очень скоро.

Девочка справа наклонилась вперёд на стуле, её руки осторожно перебирают гладкие страницы новой книги. На скрипучей кровати стоит артист в постельном белье, который с большим азартом отдает приказы своим солдатам, а позади него улыбка на лице сестры говорит сама за себя — ей нравится подарок. В комнате пахнет разбросанными сосновыми ветками. Каждый ребенок наслаждается радостями по-своему.

Автопортрет отца

Ларссон написал несколько своих портретов за работой. На «Автопортрете с Бритой» (1898 г.) он изображен с одним из своих детей на коленях, когда он рисует. Мы видим только лицо ребенка под взъерошенными волосами, возможно, только что проснувшегося. Ребенок спокойно сидит на коленях отца, и Ларссон, кажется, доволен тем, что малышка с ним. Очевидно, что его искусство имеет значение в контексте семьи.

Иногда Ларссон создавал автопортрет, на котором его нигде нет, но мы знаем, что он там, потому что его дочь видит его за пределами холста. На его акварели «Ку-ку» (1901 г.) легко не заметить малышку, выглядывающую из-за красной скамейки в комнате отца. Его трость опирается на противоположный стул, а шляпа лежит поверх бумаг на столе. Кисти художника аккуратно сложены в высокую керамическую банку на резном столе.

Мы видим по лицу девочки ожидание появления отца.

На другом автопортрете (1906 г.) художник держит в руке куклу клоуна. Ларссон рассказывает нам о том, что для него важно. Художник, держащий в руках глупую куклу, даёт представление о детском уме живописца. Счастье приходит от создания мира, которым могут наслаждаться дети.

Живые акварели

Хотя художник в основном писал картины маслом, его акварельные работы принесли ему наибольший успех. Яркая прозрачность среды хорошо сочеталась с рисунками его жены на стенах и дверях. Немецкий издатель Карл Роберт Лангевише опубликовал акварели и рисунки Ларссона в книге «Дом под солнцем» (Das Haus in der Sonne) в 1909 году. Книга стала бестселлером. За три месяца было продано 40 000 экземпляров, а с тех пор вышло более 40 тиражей.

Автобиографический роман художника «Ягуар» не достиг известности других литературных произведений, таких как «Портрет художника в юности» Джеймса Джойса, но эти мемуары выразили то, что значила для него семья. Его семья и дом «стали самой непосредственной и постоянной частью работы моей жизни. Ибо эти картины, конечно, очень искреннее выражение моей личности, моих глубочайших чувств, всей моей безграничной любви к жене и детям».

Карла Ларссона часто называют самым любимым художником Швеции, он ценил свою семью не меньше, чем свою работу. Его дети были такими же творческими произведениями, как и картины, акварели и гравюры, которые он создавал. Ларссон умер в Швеции в городе Фалун в возрасте 65 лет.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА