Фрагмент картины Евграфа Семёновича Сорокина «Ян Усмовец останавливает разъярённого быка», 1849 г. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск, Россия. (Public Domain) | Epoch Times Россия
Фрагмент картины Евграфа Семёновича Сорокина «Ян Усмовец останавливает разъярённого быка», 1849 г. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск, Россия. (Public Domain)

Сила самообладания: «Ян Усмовец останавливает разъярённого быка»

Усмовец всем телом стремится удержать быка, но его лицо выражает спокойствие
Автор: 08.10.2021 Обновлено: 08.10.2021 15:44
Иногда у нас самые лучшие намерения, и мы стараемся стать лучше. Мы смотрим в зеркало и говорим:

«Сегодня я внимательно пригляжусь к себе и изменю характер, чтобы стать тем, кем я могу быть».

Многие стараются, но часто вскоре мы обнаруживаем, что снова возвращаемся к тем недостаткам характера, которые мешают нашему совершенствованию.

Я наткнулся на картину русского художника XIX века Евграфа Семёновича Сорокина «Ян Усмовец останавливает разъярённого быка». Для меня эта картина является визуальным представлением некоторых аспектов личного совершенствования.

«Ян Усмовец останавливает разъярённого быка»

Сорокин изобразил русского народного героя Яна Усмовца — крупного мускулистого мужчину, находящегося в правой части композиции.

По преданию, Усмовец помог победить печенегов в 992 году. Печенеги вызвали своего силача, чтобы бросить вызов любому герою великого князя Владимира.

Один старик представил князю своего младшего сына Усмовца, разгневанного и готового к бою. Силу Усмовца решили испытать при помощи бегущего быка, которого мужчина схватил голыми руками, разорвав кожу и плоть животного. Печенеги бежали, потерпев поражение.

На картине ступни молодого человека упираются в землю, верхняя часть тела откинута назад, и со спокойным, а не гневным выражением лица народный герой крепко сжимает плоть быка, удерживая его.

Бык делает выпад, и Усмовец ловит его в полёте. Движение героя назад контрастирует с рывком быка вперёд, что создаёт напряжение в центре композиции.

На земле между ног Усмовца лежит силач, которого бык, похоже, растоптал. Красный плащ матадора падает и накрывает жертву быка.

Зрителями на заднем плане могут быть великий князь и печенеги. Некоторые из них одеты по-военному или так, как одевается знать. Значит, это событие национальной гордости, на которое люди специально пришли посмотреть.

Сила выдержки

Довольно часто мы пытаемся подтолкнуть себя к достижению целей. Мы хотим быть совершеннее, поэтому стараемся выйти за пределы своих возможностей.
Однако при таком подходе можно почувствовать усталость и стресс из-за прилагаемых усилий, при этом практически не добившись положительных результатов.

Что же препятствует нашему совершенствованию? Импульсивные желания, которые контролируют нас, а не мы их. Для меня разъярённый бык олицетворяет наши импульсивные желания.

Например, сколько раз мы решали, что будем вести более здоровый образ жизни? На начальном этапе мы полны решимости, но порыв, например, съесть нездоровую пищу, возвращается и мешает нам достичь цели.

А если вместо того, чтобы доводить себя до предела, мы сначала попробуем отвлечься от порывов, сдержим себя? Усмовец олицетворяет эту выдержку. Его ноги упираются в землю, что говорит о внутренней решимости; и он удерживает быка всем телом, что говорит о его силе.

Усмовец всем телом стремится удержать быка, но лицо выражает спокойствие, значит, его разум ясен и спокоен, отчего мужчина кажется ещё более сильным.

Конечно, это не означает, что наши усилия всегда напрасны, но стоит задуматься, какое место занимает спокойное самообладание в нашем совершенствовании.

Возможно, чтобы приблизиться к своему лучшему «я», мы должны сдерживать свои порывы и обладать спокойным умом? Может, спокойная выдержка придаст силу, которой нам не хватает?

Вероятно, такое самообладание пойдёт на пользу не только нам, но и другим людям. Если мы спокойно и сдержанно подойдём к решению тех или иных проблем, то, может быть, сможем учитывать интересы других тоже. Как и зрители на заднем плане картины, возможно, окружающие нас люди увидят наши улучшения и будут гордиться нашими достижениями.

Традиционное искусство часто содержит духовные изображения и символы, значение которых может быть непонятно для нашего современного ума. В нашей серии «Что традиционное искусство предлагает сердцу», мы раскрываем содержание произведения изобразительного искусства, и это может стать полезным нравственным уроком для нас сегодня. Мы не претендуем на то, чтобы дать абсолютные ответы на вопросы, с которыми сталкивались поколения, но надеемся, что наши статьи вдохновят на размышления, и смогут побудить нас стать более искренними, сострадательными и смелыми.

Эрик Бессхудожник, доктор Института докторских исследований в области визуальных искусств (IDSVA).

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на editor@epochtimes.ru


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА