Софья Юнкер-Крамская. Фото: commons.wikimedia.org / Общественное достояние | Epoch Times Россия
Софья Юнкер-Крамская. Фото: commons.wikimedia.org / Общественное достояние

Софья Юнкер-Крамская: жизнь и творчество дочери Ивана Крамского

Трагическая судьба талантливой наследницы
Автор: 04.04.2022 Обновлено: 04.04.2022 08:44
Творчество русской художницы Софьи Юнкер-Крамской не так широко известно, как творчество её знаменитого отца — художника-передвижника Ивана Крамского. А между тем, оно, несомненно, заслуживает нашего внимания, хотя бы потому, что Иван Крамской оставил нам целую серию замечательных портретов своей дочери. Отец-художник запечатлел на полотне все этапы взросления своей любимой модели: от детского возраста к подростковому, а затем — ко времени цветущей юности.

В Русском музее среди многих картин Крамского есть парадный портрет выросшей Софьи Крамской: серьёзное лицо очень привлекательно, хотя не блещет красотой, тонкая изящная фигура, облачённая в элегантное платье. У этой девушки вся жизнь впереди. Чувствовал  ли любящий отец, принесший славу России своей живописью, какая трудная судьба уготована его любимой дочери, унаследовавшей его талант.

Софья Ивановна Крамская родилась в сентябре 1867 года. Она была единственной дочерью в семье, где было пятеро сыновей. Для отца она всегда была особенной. Её развитию и общению с ней художник посвящал всё своё свободное время. Он стал её первым учителем рисования, так как рано заметил в девочке способности.

Маленькая Соня часто сидела в мастерской отца, наблюдая за этим поразительным волшебством — рождением картины. Девочка стала любимой моделью отца и его послушной ученицей. Иван Крамской внутренним взором любящего отца видел в своей дочери талант и красоту, хотя большинство людей из их семейного круга подрастающую Соню красавицей не считали.

Семья Крамских дружила с семьёй Третьяковых. Вот что писала в своих мемуарах дочь Павла Третьякова, Вера Павловна (в замужестве Зилоти):

«Соня была некрасива, но с умным энергичным лицом, живая, весёлая и необычайно талантливая к живописи… В 16-17 лет Соня… похорошела. Она прекрасно танцевала. Её весёлость, остроумие… привлекли к ней много поклонников».

Но и в годы юности отец остаётся её первым другом. Мы в этом можем убедиться, вспомнив «Автопортрет» художника Крамского 1883 года. На этой картине он изобразил себя и её — и это очень символично: дочь с ним рядом в жизни и в искусстве.

В 1884 году отец с дочерью предприняли поездку за границу. Во Франции Соня с увлечением ходила по знаменитым музеям и писала пейзажи и натюрморты. Отец удивлялся:

«Девочка, а как сильна, как будто уже мастер».

Когда девушке было двадцать лет, отец умер.

Иван Крамской научил свою дочь-художницу работать по-настоящему. Работать и постоянно учиться. Соня, окончив частную гимназию, начала учиться живописи у друзей отца, художников А. Д. Литовченко, А. П. Соколова и А. И. Куинджи. В начале 90-х годов XIX века Софья Крамская училась в Париже, где её опекал ещё один друг отца, скульптор М. М. Антокольский. У молодой художницы всё получалось: портреты, пейзажи, натюрморты и жанровые картины. Её имя и мастерство становятся известны в России. Ей заказывают портреты известные люди и члены царской семьи.

Личная жизнь тоже складывалась удачно. Софья стала женой Георгия Юнкера, известного юриста.

В 1908 году на родине отца, Ивана Крамского, в городе Острогожске Воронежской губернии открылась большая галерея, посвящённая творчеству знаменитого земляка. Здание проектировал сын художника. Софья Ивановна Юнкер-Крамская принимала деятельное участие в создании галереи. Она подарила музею много своих работ и среди них — портрет отца.

В 1916 году Софья Ивановна стала вдовой. А потом началась революция, переросшая в страшную трагедию народа — Гражданскую войну. В 1919 году умерла мать художницы. Чтобы не умереть с голоду, Софья Юнкер-Крамская поступила работать в художественно-реставрационные мастерские Главнауки. Ей, глубоко религиозному человеку, пришлось иллюстрировать «Историю религии» издательства «Атеист».

Это было очень трудно с моральной точки зрения. Но, работая в издательстве, художница смогла помочь многим своим старым знакомым из прошлой жизни. Кого-то она устраивала на работу, кому-то помогала найти уроки. Это и стало причиной её ареста. В декабре 1930 года Софье Ивановне было предъявлено обвинение в контрреволюционной пропаганде. Она была приговорена к 3 годам ссылки в Сибирь. Это потрясение вызвало инсульт.

С тяжёлым параличом её привезли в тюремную больницу, а затем отправили по этапу в Иркутск. Больная женщина верила в справедливость и написала письмо Калинину, которое осталось без ответа. В октябре 1931 года Софья Ивановна в письме обратилась за помощью к жене Горького, Екатерине Пешковой. Художница писала, что всю жизнь писала картины и даже в тяжелейших условиях продолжает трудиться — иллюстрирует учебники.

Пешкова помогла, и в марте 1932 года Софья Ивановна вернулась в Ленинград. В 1933 году талантливая художница скончалась.

В 1989 году Ивановну Юнкер-Крамскую реабилитировали. Её имя и творчество были возвращены культуре России. Сегодня картины Софьи Юнкер-Крамской можно увидеть в музеях страны, а если знать её жизненный и творческий путь, то восприятие наследия этой русской художницы наполнится более глубоким смыслом и благодарностью к её безусловному дарованию.

Лариса Михайлова — филолог-преподаватель русского языка и литературы. Опыт работы — 40 лет. Окончила факультет русской филологии Самаркандского государственного университета. Специализация — журналистика. Публикуется в СМИ с 2005 г. С 2015 г. сотрудничает с The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА