«Смерть Сократа» Жака-Луи Давида около 1787 года. Холст, масло. Метрополитен-музей (общественное достояние). | Epoch Times Россия
«Смерть Сократа» Жака-Луи Давида около 1787 года. Холст, масло. Метрополитен-музей (общественное достояние).

Сократ и свобода слова

Наделённый гениальными способностями…
Автор: 12.05.2022 Обновлено: 12.05.2022 09:26
Время от времени история дарит нам человека, наделённого гениальными способностями, которые влияют на нашу цивилизацию на многие века вперёд. Сократ, живший в Афинах (Греция) примерно 2 500 лет назад, был одним из таких людей. То, что мы знаем о Сократе, мы узнали в основном от Платона, одного из его учеников.

Сократ был противоречивой фигурой. Многие, кто общался с Сократом лично, не могли не любить и не уважать его, но он стал ненавистен политически и, в конце концов, был приговорён к смерти. Кем был Сократ и как его жизнь может помочь нам обрести мудрость сегодня?

Мудрый Сократ

После победы над Персией Афины стали самым могущественным городом-государством в Греции. Под предводительством Перикла Афины начали преуспевать в военном, политическом и культурном отношении. За очень короткий период Афины создали культуру, которую будут помнить тысячелетиями.

Одной из важнейших особенностей Афин в это время был свободный поток идей, поощряемый Периклом, и Афины воплощали идеал свободы слова. Сократ, после службы в афинской армии, воспользовался свободой слова, ведя диалог с величайшими мыслителями своего времени и задавая вопросы многим афинским гражданам в поисках мудрости.

Для Сократа единственное, что имело значение, — это этическая добродетель.
Он считал, что «жизнь без исследования не стоит того, чтобы жить», и что вопросы, касающиеся этической добродетели, а не предвзятые и абсолютные понятия, являются началом человеческой мудрости. Сократ полагал, что он ничего не знает, и это предположение заставило дельфийского оракула подтвердить, что Сократ — самый мудрый человек в Афинах. Заявление оракула побудило Сократа начать философскую жизнь.

Сократ также приписывал всю свою мудрость отчасти своему «даймониону» — то, что Цицерон перевёл бы как «божественное нечто» — который сопровождал Сократа с самого детства. Сократ описывает своего даймониона в «Апологии» Платона как «некий голос, который приходит ко мне, и когда он приходит, то всегда удерживает меня от того, что я думаю сделать, но никогда не подталкивает меня вперёд». Даймонион служил Сократу этическим проводником и всегда удерживал его от действий, которые могли бы причинить вред.

Сократ ходил по улицам Афин и вступал с гражданами в этические диалоги, в которых задавал такие вопросы, как: «Что такое свобода?» «Что такое справедливость?» «Что такое мужество?». Многие из этих диалогов заканчивались тем, что собеседникам, сидящим напротив Сократа, приходилось менять свои предвзятые ответы из-за линии вопросов Сократа, которая часто выявляла отсутствие у них мудрости.

Сократ развращает молодёжь

Многие из тех, кто имел возможность общаться с Сократом, были молодыми и богатыми людьми. Алкивиад, племянник Перикла, был многообещающим молодым человеком; он был красив, богат, политически амбициозен, и был избран одним из генералов Афин. Сократ узнал о его политических амбициях и попытался вступить с ним в диалог; Сократ хотел показать Алкивиаду, что тот не готов реализовать свои амбиции, пока глубоко не задумается и не поразмыслит о сущности справедливости.

В 1776 году французский художник Франсуа-Андре Винсент написал картину «Алкивиад, которого учит Сократ». В правой части композиции Винсент изобразил Сократа средних лет в сопровождении своего даймониона, который ждёт, чтобы помешать Сократу сказать или сделать что-нибудь вредное. Сократ обращается к Алкивиаду, расположенному в левой части картины. Одетый в элегантное одеяние генерала, Алкивиад, кажется, слушает Сократа, смотрит прямо на Сократа, но его тело отворачивается.

Щит Алкивиада висит на стене на заднем плане, а его левая рука, кажется, скрывает меч от Сократа. Пытается ли Алкивиад спрятать меч, чтобы показать своё обещание учитывать справедливость в достижении своих амбиций? Или же его попытка спрятать меч свидетельствует о том, что его политические амбиции были лишены справедливости?

Алкивиад действительно преследовал свои политические амбиции без глубокого рассмотрения справедливости, о которой просил его Сократ. Он планировал завоевать Сицилию, но религиозные статуи были изувечены перед его отплытием, что в народе сочли дурным предзнаменованием. Политические противники Алкивиада связали его с этими актами богохульства и потребовали, чтобы он предстал перед судом. Чтобы избежать этой участи, он решил не возвращаться в Афины и вместо этого встал на сторону Спарты, которая нанесла огромный ущерб Афинам.

Вскоре Алкивиад был осуждён спартанцами за роман со спартанской царицей. В конце концов, он бежал в Персию и стал помогать им как враг Греции. До того как его убили в Персии, Алкивиад сражался на трёх сторонах одной и той же войны. Алкивиад, казалось, меньше заботился о справедливости и больше о том, что было политически выгодно.

Именно поэтому на картине изображено его тело, отвернувшееся от Сократа? Говорит ли этот язык тела об отсутствии полного внимания со стороны Алкивиада? Позже Сократа обвинят в нечестивости по отношению к афинским богам и в развращении молодёжи. Предполагается, что одним из этих развращённых юношей, хотя он никогда не упоминался по имени, был Алкивиад. За эти преступления Сократа будут судить и приговорят к смерти.

Суд над Сократом

Афиняне гордились своим идеалом свободы слова. Возможность свободно выражать свои мысли и обмениваться ими имела первостепенное значение для афинской культуры и успеха. Однако после того, как небольшая спартанская армия победила Афины, многие афиняне стали восхищаться доминирующей и воинственной структурой власти Спарты.

Вскоре после победы спартанцев над Афинами в Пелопоннесской войне Сократ был вызван на суд. Его обвинили в том, что он не признаёт афинских богов, вводит новые божества и, конечно же, развращает молодёжь. Его обвинители привели в пример его даймониона, который не был одним из признанных богов Афин, и указали, что многие из тех, кто нападал на афинскую демократию, были, по крайней мере, в то или иное время молодыми людьми, связанными с Сократом.

Сократ защищался, заявляя, что эти обвинения не соответствуют действительности. Почему же тогда так много афинян считали их правдой? Почему так много афинян ненавидели его? Сократ утверждал, что причина, по которой афиняне стали презирать его, несмотря на все его старания служить им, заключалась в средствах массовой информации. Например, в пьесе Аристофана «Облака» Сократ изображался как нечестивый шут, который развращает молодёжь, и его нельзя воспринимать всерьёз.

Сократ признавал, что он стремился к мудрости путём расспросов тех, кто его слушал, — в основном молодых, богатых мужчин, которые в поисках мудрости вместе с ним занимались аналогичными вопросами. Он утверждал, что это не развращает, а приносит пользу афинской демократии.

В условиях демократии правящее большинство навязывает гражданам как свои пороки, так и добродетели. Чтобы следовать этической добродетели и передавать её следующему поколению, нужны преданные своему делу немногие, а не многие. Для этого, конечно, необходимо подвергнуть сомнению те самые пороки, которые большинство считает абсолютной истиной.

Сократ также утверждал, что он не был нечестивым; он посвятил свою жизнь послушанию богу в Дельфах и своему даймониону, который этически направлял его на протяжении всей его жизни, когда он пытался служить афинскому обществу. Он хотел, чтобы другие, как и он сам, пришли к ещё более глубокому пониманию добродетели, чтобы Афины могли полностью раскрыть свой потенциал и процветать.

Суд над Сократом — это случай, когда афинянин был привлечён к ответственности за предполагаемый вред, косвенно причинённый обменом идеями — свободой слова. Афинский народ, некогда ценивший идеал свободы слова, потребовал от него отречься от своих убеждений или умереть, приняв яд. Сократ выбрал яд.

Смерть Сократа

Картина «Смерть Сократа» была написана в 1787 году художником-неоклассиком Жаком-Луи Давидом (1748-1825). На картине изображён момент, когда Сократу, в окружении его последователей и семьи, протягивают чашу с болиголовом, которую он охотно принимает, поскольку его даймонион не пытался помешать ему сделать это. Сократ не только принимает чашу с болиголовом, но и указывает на небеса и рассуждает о бессмертии души, прежде чем выпить. Он изображён в белом одеянии и с мускулатурой идеального юноши, что говорит о его сильном и чистом характере. Из всех изображённых фигур он больше всего освещён светом, исходящим из верхней части композиции.

Сократ рассуждал об идеальных формах, которые существуют за поверхностными формами, которые мы видим в повседневной жизни. Он предположил, что существует высшая истина, которая освещает все остальные вещи, и что эта истина доступна только тем — «царям-философам», которые живут в соответствии с высшими истинами.

В знаменитой «Аллегории пещеры» из «Республики» Платона Сократ говорит о том, что реальность для нас подобна тому, как если бы мы были закованы в цепи в пещере и наблюдали за стеной, на которую отбрасывает тени пламя позади нас. Мы все принимаем тени за истину реальности, не понимая, что настоящая истина начинается с пламени позади нас, и что есть другой, более истинный мир за пределами этого.

«Царём-философом» становится тот, кто освобождается из пещеры и видит пламя как источник теней и реальность мира за пределами темницы. Вопрос остаётся открытым: сколько из прежних узников тюрьмы смогли принять истину пещеры, оставаясь закованными в кандалы?

На картине Дэвид изобразил Сократа как царя-философа, который освободился от оков, державших его в тени стены пещеры; мы можем видеть кандалы на земле. Сократ увидел истину, попытался донести её до людей и был наказан ядом.

В левом верхнем углу композиции находится масляная лампа, которая почти исчерпала свой ресурс; погасшая масляная лампа часто используется в искусстве как символ эфемерности жизни и неизбежной смерти. Давид изобразил масляную лампу единственным предметом, который отбрасывает тень на стену, что согласуется с последней речью Сократа, в которой он утверждает, что душа бессмертна, а смерть — иллюзия.

На кровати рядом с Сократом также лежит лира. Сократа часто считали образцом логики и разума, но у него был повторяющийся сон, который побуждал его заниматься музыкой. Он думал, что сон относится к музыке философии, и только после суда он решил, что сон относится к реальной музыке, и попытался разучить мелодию в ожидании смерти.

Существует предположение, что обращение Сократа к музыке в конце жизни говорит о том, что логика и разум не являются абсолютными и могут лишь завести нас так далеко в понимании того, что значит быть человеком. Полноценный человеческий опыт требует как науки, так и искусства, а также свободы слова в поисках истинной сущности того и другого.

Эрик Бесспрактикующий репрезентативный художник и докторант Института докторских исследований в области визуальных искусств (IDSVA).

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА