«Берёзовая роща» (1879). Изображение: Архип Иванович Куинджи / ru.wikipedia.org/ Общественное достояние  | Epoch Times Россия
«Берёзовая роща» (1879). Изображение: Архип Иванович Куинджи / ru.wikipedia.org/ Общественное достояние

Светоносная живопись Архипа Куинджи: «Берёзовая роща»

Этот пейзаж называют самой светлой картиной художника
Автор: 17.03.2022 Обновлено: 17.03.2022 09:31
Архип Иванович Куинджи (1842–1910 гг.) — знаменитый российский художник греческого происхождения. Он родился в Мариуполе в бедной семье сапожника. В шестидесятые годы дважды пытался поступить в Петербургскую академию художеств. Был принят вольнослушателем. Вскоре его творчество заставило о себе заговорить весь художественный мир России.

Картина «Берёзовая роща» (1879 г.), хранящаяся в Третьяковской галерее, и по сей день является едва ли не самым знаменитым произведением Архипа Куинджи. Картина стала новаторской в русле традиций творчества передвижников, главенствующих в те годы в художественной жизни России. «Берёзовая роща» ломала каноны сурового реализма в живописи с его социальной подоплёкой сюжетов и трагическими красками.

Художник познакомил публику со своим новым полотном, устроив выставку одной картины, и только потом представил картину на традиционной седьмой передвижной выставке.

«Берёзовая роща» имела большой успех. Современник писал:

«В пейзаже „Берёзовая роща“ Архип Иванович с необыкновенной точностью написал залитые солнцем, сверкающие берёзы, но главное — радость, которая разлита в картине».

Этот пейзаж называют самой светлой картиной художника. Она, действительно, производит впечатление светящейся, пронизанной солнцем. И. Е. Репин так отзывался о мастерстве Куинджи:

«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».

Картине предшествовала большая подготовительная работа над этюдами. Куинджи, пристально всматриваясь в природу, писал этюды, пытаясь «поймать» и закрепить на холсте разные её состояния. Этюды были для художника способом изучения окружающего мира. Была у живописца ещё одна особенность: он тщательно изучал различные свойства и особенности красок.

Он проводил долгие часы в лаборатории Петербургского университета. Изучал всевозможные красящие вещества, проверял взаимодействие красок для достижения тончайших оттенков. Его друзьями и советчиками были знаменитые учёные, а среди них — великий Дмитрий Менделеев. Но и знаменитый химик не мог понять светоносного эффекта пейзажа «Берёзовая роща».

На омытую летним дождём зелёную лесную поляну, словно стройные девушки, «выбежали» по две, по три берёзы. Солнечные лучи ласкают их яркие кроны и бело-розовые стволы. Ликующий полдень, обволакивающее тепло солнца сосредоточены в центре композиции. Две берёзки посреди холста, точно разговаривают, склонившись друг к другу над узкой прогалиной, залитой дождевой водой.

На воду упала тёмная тень от густых крон деревьев. За высвеченными солнечными лучами берёзами переднего плана высится таинственный лес с мрачными переплетениями стволов с массивными тёмными кронами, между тем как верхушки «передних» берёз, наверняка прозрачные, дрожащие, не видны, только угадываются. На самом переднем плане картины лежат густые тени.

В этой картине уже чётко прослеживается стилистика модерна с его условной декоративностью. И, вероятно, странно было видеть на выставке реалистов — передвижников такое опережающее своё время полотно.

Конечно, всем хотелось узнать, как художнику удалось передать на холсте теплоту солнечного света и свежесть лесного воздуха после дождя. И сегодня даже трудно представить, что «Берёзовая роща» написана так же, как обычные картины.

Художником были написаны ещё несколько картин и эскизов под названием «Берёзовая роща». Особенно удачными были «Берёзовая роща» — осенний пейзаж и «Берёзовая роща. Пятна солнечного света» — грустные, совершенно импрессионистические работы с удивительной гармонией золотистого света и охристых цветов рощи, с сияющей полуденной зеленью и переливами солнечных бликов в летней роще с «Пятнами солнечного света».

Александр Бенуа, известный искусствовед, современник Куинджи писал в своей статье о творчестве художника:

«Для русской живописи необходимо было появление своего Моне* — такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему…».

*Клод Моне — французский художник, основоположник направления импрессионизма в мировой живописи.

Лариса Михайлова — филолог-преподаватель русского языка и литературы. Опыт работы — 40 лет. Окончила факультет русской филологии Самаркандского государственного университета. Специализация — журналистика. Публикуется в СМИ с 2005 г. С 2015 г. сотрудничает с The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА