«Сток-бай-Нейланд», Джон Констебл, 1836 г. (Image: via Public Domain) | Epoch Times Россия
«Сток-бай-Нейланд», Джон Констебл, 1836 г. (Image: via Public Domain)

Тонкости пленэрной живописи

Живопись, передающая красочное разнообразие природы, её свет и воздух
Автор: 06.03.2022 Обновлено: 06.03.2022 09:54
Пленэрная живопись — это живопись, созданная на природе, передающая её красочное разнообразие, свет и воздух. Но это не только пейзажи, но и люди, дома, животные, изображённые в естественной среде. Эта практика уходит корнями вглубь веков, но французские импрессионисты превратили её в художественную форму.

Их желание рисовать изменчивые, эфемерные свойства света в сочетании с созданием переносных тюбиков с краской и мольберта — предшественника современных мольбертов для рисования для пленэрной живописи, дали художникам свободу рисовать «на пленэре». Это французское выражение означает «на открытом воздухе».

Движение пленэрной живописи отчасти было вызвано стремлением к натурализму. Его также питали поэтические чувства, научные исследования и философские сочинения. Начинающие художники писали на природе.

Из романтиков в импрессионисты

Пленэрная живопись, или пейзажная живопись на открытом воздухе, началась с романтиков (1789-1830), чьи поиски подлинности придавали особое значение спонтанным зарисовкам природы.

Среди пионеров пленэрных пейзажей были Мейндерт Хоббема (1638–1709), Джон Констебл (1776–1837) и Ричард Паркс Бонингтон (1802–1828), которые вместе с Дж. В. М. Тернером (1775–1851) стали примером английской пейзажной живописи начала XIX века.

Расцвет пленэрной живописи пришёлся на конец XIX века с появлением импрессионизма, всемирно известного направления в искусстве, названного в честь картины «Впечатление. Восход солнца» (1873) Клода Моне (1840-1926), который прославился множеством работ на открытом воздухе, особенно серией водяных кувшинок.

Другими ведущими представителями импрессионистской пейзажной живописи были Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919), возможно, величайший художник в истории искусства, англичанин парижского происхождения Альфред Сислей (1839–1899) и анархист Камиль Писсарро (1830-1903).

Быстро меняющаяся среда

Хотя рисование на природе давало художникам возможность наблюдать за окружающей средой, но процесс был не лёгким.

Освещение и визуальные эффекты меняются на открытом воздухе очень быстро: цвет неба, воды, теней и форм. Поэтому художникам приходилось наблюдать и быстро зарисовывать. Они больше концентрировались на сути предмета, чем на деталях.

Свет в живописи

В ясный солнечный день работают три источника освещения: солнце, голубое небо и отражённый свет от освещённых предметов, из которых последние два полностью исходят от солнца и, следовательно, подчиняются ему.

Слой облаков рассеивает солнечный свет, устраняя контрасты света и тени. Одним из достоинств пасмурного света является то, что он позволяет художнику рисовать формы в их истинном цвете без драматических контрастов света и тени.

Вода в живописи

Вода, пожалуй, одна из самых сложных тем в пейзажной живописи. Независимо от того, вдохновлён ли человек океаном, рекой, прудом или озером, каждый предмет требует тщательного изучения и часто совершенно другого обращения с краской.

Неподвижная вода в озёрах, прудах и даже спокойных реках — сложное рисование отражений часто от восхода или заката.

Океанские волны в постоянном движении представляют собой проблему для пленэрной живописи, потому что они хотят запечатлеть движение и световые эффекты, возникающие при разбивании волн. Цвет волны интенсивно меняется по мере того, как набирает высоту и утончается непосредственно перед тем, как разбиться.

Современная пленэрная живопись

Как правило, рисование картины на открытом воздухе требует быстрой композиции и работы кистью, что станет невозможно, если художник не знаком с основами рисования.

Таким образом, неудивительно, что большинство художников-натуралистов получили академическое образование по живописи и другим предметам академического искусства, таких как линейная перспектива.

К сожалению, в современных колледжах изобразительного искусства больше нет этой необходимой художникам базовой подготовки, предлагаются такие варианты лишь в разных средствах массовой информации без методического обучения.

Хотя такое внимание к свободе самовыражения способствует разнообразию и развитию новых форм искусства, оно не может привить традиционные ценности и навыки, необходимые для уличной живописи.

Из-за этого всё больше традиционных художников недовольны современными методами обучения искусству.

Татьяна Попова обозреватель и журналистка The Epoch Times, специализирующаяся на материалах о мире культуры и искусства 

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА