Трогательные миниатюрные портреты знаменитого Эдварда Грина Мальбоуна

Он обладал счастливым талантом возвышать характер портретируемого, не нарушая сходства
Автор: 25.11.2022 Обновлено: 25.11.2022 18:47
Многие родители часто хранят фотографии своих детей в бумажнике или сумочке, чтобы не расставаться с ними. Семьи в XVIII и XIX веке имели такое же желание, и поэтому популярность миниатюрных картин среди преуспевающих американцев росла.

Миниатюра, обычно размера около шести сантиметров, создавалась для того, чтобы её можно было держать в руках и ощущать близость с любимым человеком, когда физическая близость была невозможна, например, для обручённых пар или разлучённых близких. На портрет можно было смотреть в течение дня.

Портретными миниатюрами могли обмениваться помолвленные пары или носить их в память о ком-то, кто жил далеко или, возможно, умер. Некоторые миниатюры даже содержат прядь волос любимого человека — либо под портретом, либо на обороте, искусно переплетённую с жемчугом или золотыми нитями.

Многие из лучших американских портретистов, такие как Гилберт Стюарт, популяризировали этот вид искусства, приглашая европейских миниатюристов в Соединённые Штаты, чтобы удовлетворить состоятельных граждан, желающих их приобрести.

Создание миниатюр

Портретная миниатюра развивалась в XVI и XVII веке. В основном использовались акварельные краски, но некоторые писали маслом на меди.

На пике популярности в середине 1800-х годов миниатюристы в Соединённых Штатах пытались подражать масляной живописи. По мере роста популярности жанра миниатюристы совершенствовали своё мастерство, добавляли большее количество деталей, прописывая более чётко.

Деталь портрета Элизы Изард (миссис Томас Пинкни-младший), 1801 год, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на слоновой кости; 7,3 см на 6,7 см. (Public Domain)

Деталь портрета Элизы Изард (миссис Томас Пинкни-младший), 1801 год, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на слоновой кости; 7,3 см на 6,7 см. (Public Domain)

Создание миниатюры — кропотливый процесс.

«Художники использовали полупрозрачные оттенки акварели, которые только могли получить, нанося их тончайшими слоями, чтобы сквозь них просвечивала слоновая кость», — говорится в анализе коллекции Библиотеки и музея Моргана.

«Для изображения бликов на лице оставляли слоновую кость или деликатно удаляли окрашенные слои, чтобы обнажить основу».

Самой популярной техникой была роспись гуашью (более плотной, чем акварель) по слоновой кости, сложная задача, требующая тщательной подготовки слоновой кости и особой техники письма. Если бы художник писал прямо на слоновой кости, цвета смешались бы вместе и потеряли чёткость. Слоновая кость была очищена от всех органических масел и отшлифована.

Чтобы представить портрет в лучшем виде, использовалась искусная отделка, изготавливался корпус, называемый «футляром для портрета».

«Тонкие листы слоновой кости прикреплялись к кусочкам бумаги с тонкой текстурой, чтобы художники могли манипулировать во время написания картины», — говорится в описании футляров в музее Гиббса.

«После завершения работы бумагу обрезали по размеру, чтобы она подходила к футляру и позволяла слоновой кости плотно прилегать к стеклу, защищавшему её от пыли и влаги. Чтобы слоновая кость не смещалась, под неё подкладывали другие листы бумаги, часто игральные карты или обрезки бумаги».

Автопортрет художника-миниатюриста Эдварда Грина Мальбоуна, около 1798 года. Галерея искусств Коркоран. (Public Domain)

Автопортрет художника-миниатюриста Эдварда Грина Мальбоуна, около 1798 года. Галерея искусств Коркоран. (Public Domain)

Художник, вызывающий восхищение и одобрение

Эдвард Грин Мальбоун, великий американский миниатюрист, вызывал всеобщее восхищение как у американских, так и у британских художников, и прославился как мастер миниатюрного портрета.

Самоучка Мальбоун покинул свой дом в Род-Айленде, чтобы работать миниатюристом вместе с художником и другом Вашингтоном Оллстоном (1779-1843) в Бостоне. Оллстон отмечал покладистый нрав Мальбоуна и его умение использовать свои художественные навыки для выявления внутреннего добра в тех, кто ему позировал.

«Он обладал счастливым талантом… возвышать характер, не нарушая сходства».

Мальбоун путешествовал по Восточному побережью. Некоторое время он оттачивал своё мастерство в Англии, но в 1801 году вернулся в США и работал в Чарльстоне, Южная Каролина. Он обрёл большую популярность и писал по три миниатюры в неделю. Это был самый плодотворный период его творчества.

Несколько миниатюрных портретов, хранящихся в Смитсоновском музее американского искусства, содержат подробную информацию о Мальбоуне и его произведениях.

По мере того как молва о нём распространялась среди родственников и друзей, число заказов художника росли. Миниатюры Мальбоуна дают уникальное представление о характере портретируемых. Сюзанна Рассел была потомком Конде и Бурбонов, в её роду было несколько французских королей, включая Людовика IV.

Сюзанна Конде Рассел, 1795 год, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Сюзанна Конде Рассел, 1795 год, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Джон Корлис, миниатюра которого была выполнена в 1795 году, был владельцем торгового судна в Провиденсе, штат Род-Айленд. С 1792 по 1810 год он путешествовал между Соединёнными Штатами, Карибскими островами и Гамбургом, Германия.

Джон Корлис, 1795 год, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Джон Корлис, 1795 год, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Джозеф Маниго был владельцем плантации и членом Законодательного собрания Южной Каролины. Художник выполнил миниатюру его жены Шарлотты Дрейтон.

Шарлотта Дрейтон, около 1801 года, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Шарлотта Дрейтон, около 1801 года, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Мальбоун написал миниатюры нескольких членов семьи Пойнсетт во время своей поездки в Чарльстон в 1801–1802 годах. Он сделал миниатюру доктора Элиши Пойнсетта, отца Джоэла Р. Пойнсетта, впоследствии ставшего членом палаты представителей и военным министром при президенте Мартине Ван Бюрене.

Элиши Пойнсетт, около 1801–1802 гг., художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Элиши Пойнсетт, около 1801–1802 гг., художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Когда Мальбоун писал портрет Сьюзен Пойнсетт, она поправлялась после продолжительной болезни, но выздоровление было недолгим, и она умерла два года спустя. На миниатюре изображена бледная молодая женщина с печальными глазами.

Сьюзен Пойнсетт, около 1801–1802 годов, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Сьюзен Пойнсетт, около 1801–1802 годов, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Генри Бунето, ведущий миниатюрист в Чарльстоне, проявил большое уважение и восхищение Мальбоуном, поручив ему написать портреты членов семьи Бунето, включая тётю. Неясно, какая из его тётушек изображена на этой миниатюре.

Тётя Генри Б. Бунето, около 1804 года, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Тётя Генри Б. Бунето, около 1804 года, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

По сегодняшним меркам

Цена миниатюрных портретов была высокой. Согласно бухгалтерской книге Мальбоуна, он написал портрет мистера Лоуренса в декабре 1803 года и получил за свои труды 70 долларов. В сегодняшних ценах гонорар за миниатюру из слоновой кости составлял бы от 450 до 13 500 долларов, в среднем 1325 долларов.

Стоимость зависела от репутации и мастерства художника, используемых материалов и качества работы. Цена могла снизиться, если миниатюры выполнялись для нескольких членов семьи или был заказан портрет в полный рост.

Мистер Лоуренс из Бостона, 1803 год, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

Мистер Лоуренс из Бостона, 1803 год, художник Эдвард Грин Мальбоун. Акварель на овальной слоновой кости; 7 см на 6,7 см. Смитсоновский музей американского искусства. (Public Domain)

В историческом указателе в Саванне, штат Джорджия, говорится:

«Сегодня Мальбоун признан лучшим художником-миниатюристом среди художников, живших в стране, и одним из величайших художников всех времён и народов».

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА