Картина «Меншиков в Берёзово». Художник В.И. Сурикова (1888), Третьяковская галерея , Москва./ru.wikipedia.org/Public Domain | Epoch Times Россия
Картина «Меншиков в Берёзово». Художник В.И. Сурикова (1888), Третьяковская галерея , Москва./ru.wikipedia.org/Public Domain

Василий Суриков — художник, вдохновлённый историей

История в полотнах Василия Сурикова
Автор: 07.04.2022 Обновлено: 07.04.2022 10:33
Эта картина с 1883 года украшает зал Государственной Третьяковской галереи. Павел Михайлович Третьяков купил её у известного художника сразу же после выставки, на которой это полотно было представлено публике. Речь идёт о произведении Василия Сурикова «Меншиков в Берёзове».

Василий Суриков — выдающийся мастер исторической живописи, легенда русского искусства. Он вошёл в него со всей энергией и самобытностью сибиряка. Художник стал одним из тех, кто кардинально изменил путь отечественной живописи и открыл ценности знания родной истории.

Будущий художник родился в 1848 году в Красноярске в старинной казацкой семье. Среди его предков были сотники и атаманы казачьего войска. Первые уроки рисования Василий Суриков получил в Красноярском уездном училище.

Талант юноши был замечен преподавателем, который продолжил занятия рисованием с Суриковым даже после окончания им училища. Благодаря рекомендации своего учителя, молодой Суриков попал в дом красноярского губернатора в качестве учителя рисования.

Губернатор Красноярска П. Н. Замятнин счёл своим гражданским долгом обратиться с ходатайством в петербургскую Академию художеств о приёме Василия Сурикова в число учеников, приложив к ходатайству несколько рисунков своего протеже. Способности молодого человека были оценены по достоинству, и из Академии пришёл благоприятный ответ.

Полный надежд двадцатилетний сибиряк оказался в Петербурге. Деньги, необходимые для обучения Сурикова, платил городской голова Красноярска, золотопромышленник П. И. Кузнецов.

Стать учащимся Академии удалось не сразу: только в 1890 году. Талант и трудолюбие Василия Сурикова очень быстро выдвинули его в ряды первых учеников. С 1893 года он был стипендиатом Императорского двора.

С первых лет обучения определилась главная тема творчества художника — российская история. Историческая живопись Сурикова — одна из самых ярких страниц в славной летописи русского искусства.

Личность Петра I и эпоха петровских реформ всегда интересовали и волновали художника. После картины «Утро стрелецкой казни», прославившей Сурикова на всю Россию, художник решил продолжить тему роли сильной личности в истории, выбрав героем своего будущего шедевра сподвижника и друга Петра I — Александра Даниловича Меншикова.

Для воплощения художественной идеи художник выделил четыре персонажа: это Александр Меншиков и его трое детей. Суриков решает сложную задачу раскрытия характеров и внутреннего мира членов одной семьи, которую постигла трагическая участь ссыльных.

Художник показывает драматизм развития истории государства через призму жизни отдельной личности. Основное в картине не внешние события, а индивидуальный психологический рисунок каждого образа.

Фигуры даны в натуральную величину, сцена максимально приближена к зрителю. Мысли и чувства героев картины становятся близки и понятны всем, кто остановится рядом с этим полотном в зале музея.

Ничего не происходит на картине. Пожилой отец и трое детей сидят в низкой деревенской избе. Девушка-дочь читает Библию вслух, а остальные погружены в свои мысли. Центр картины занимает мощная фигура опального князя Меншикова. Это психологический центр полотна. Под кистью мастера воображение воплотилось в незабываемый образ.

Мы просто чувствуем, как тяжело Александру Даниловичу вспоминать своё славное прошлое и думать о будущем своих детей. Величина его фигуры контрастирует с размерами комнаты.

Но эта композиционная неправильность была сознательно введена художником, желавшим полнее воплотить масштаб личности Меншикова и невозможность преодолеть жизненные обстоятельства.

Женские образы на картине представляют лирическую тему в разных тональностях: печальной и радостной. Печальна старшая дочь Меншикова — царская невеста Мария. Она прильнула к отцу. Художник неслучайно объединил композиционно эти два образа.

Общей судьбой отца и дочери вскоре стала смерть в ссылке.
Сидящие по другую сторону стола сын Александр и дочь Александра будут помилованы новой властью и вернутся в Петербург ко двору.

Александра погружена в чтение и далека от тяжелых дум отца. Её лазоревая юбка — самый светлый и яркий акцент полотна воспринимается как символ надежды.

Думы молодого Александра Меншикова, сына Александра Даниловича, тоже печальны и безнадёжны. Молодой князь сломлен духом и не ждёт от жизни ничего хорошего.

Ничего не происходит на картине, но на фоне бессобытийности предметы, изображённые на полотне вокруг людей, ведут свой рассказ о прошлом и настоящем этой знаменитой семьи. Предметы образуют смысловые цепочки.

Живым тёплым огнём светятся фамильные иконы, мертвенный холодный свет льётся из косого слюдяного оконца. На покосившемся столе старинная Библия и дорогой подсвечник. На указательном пальце опального князя мерцает драгоценный перстень.

Берёзовская ссыльная жизнь шаг за шагом пробирается в мир семьи Меншиковых. Отброшены в сторону вышитые туфли отца, на его ногах мы видим грубые меховые сапоги, земляной пол устилает шкура, дочь Александра в сибирской душегрейке.

Художник Суриков заставил нас постичь историю России через отдельную личность. Основное в картине не внешний драматизм событий, а индивидуальный психологический портрет каждого образа.

Картина «Меншиков в Берёзове» — часть исторической трилогии Василия Сурикова в Государственной Третьяковской галерее: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове».

Без знания исторических фактов восприятие этих полотен будет бледным и неполным, академические же знания без исторических картин Василия Сурикова тоже многое теряют.

Лариса Михайлова — филолог-преподаватель русского языка и литературы. Опыт работы — 40 лет. Окончила факультет русской филологии Самаркандского государственного университета. Специализация — журналистика. Публикуется в СМИ с 2005 г. С 2015 г. сотрудничает с The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА