Васнецов Виктор Михайлович (3 (15) мая 1848 — 23 июля 1926) — живописец, график, архитектор, иллюстратор. Портретист, монументалист, автор жанровых картин, театральный художник. Фото: small_museums_near.tretyakovgallery.ru/ | Epoch Times Россия
Васнецов Виктор Михайлович (3 (15) мая 1848 — 23 июля 1926) — живописец, график, архитектор, иллюстратор. Портретист, монументалист, автор жанровых картин, театральный художник. Фото: small_museums_near.tretyakovgallery.ru/

Виктор Васнецов: «Я только Русью и жил»

Стихии русской речи, русского фольклора захватили душу художника раз и навсегда
Автор: 20.01.2022 Обновлено: 20.01.2022 18:56
Народная сказка — дверь в мир национальной культуры. Сказку важно не просто слышать, но и видеть. Увидеть сказку, запомнить сказку, полюбить русскую сказку помогают детям полотна замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова. Уже многие поколения россиян соединили в своём сознании образы Ивана-царевича, Прекрасной Елены, Василисы Премудрой — царевны-лягушки, Алёнушки, Снегурочки, Спящей царевны, Бабы- Яги и Кащея Бессмертного с картинами Васнецова.

Русские народные сказки — не единственная тема творчества этого человека. Художник писал иконы, портреты, пейзажи, создавал произведения жанровой живописи, писал декорации для театральных постановок, рисовал эскизы театральных костюмов. Был дизайнером мебели и интерьера, по его архитектурным проектам возведены уникальные сооружения, которые и сегодня являются визитной карточкой нашей страны.

Виктор Михайлович Васнецов прожил достойную, плодотворную жизнь, и потомкам полезно будет знать об «этапах большого пути», чтобы по-настоящему оценить то, что сделал этот человек как художник для славы русского искусства и как гражданин для формирования национального самосознания своего народа.

В. М. Васнецов родился в 1848 году в Вятском крае в семье потомственного сельского священника. Это определяло своеобразный жизненный уклад, опирающийся на вековые народные традиции. С ранних лет будущий художник был связан с русским крестьянством, с жизнью народа.

«Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не „народнически“, а попросту как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки и заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины», — вспоминал позже Васнецов.

Замечательны его слова:

«Я всегда только Русью и жил».

Стихии русской речи, русского фольклора захватили душу этого человека раз и навсегда.

По традиции Виктор Васнецов должен был продолжить дело отца и деда — стать священником. С десяти лет он учился в духовном училище, а затем перешёл в Вятскую духовную семинарию. Однако ещё с детских лет у мальчика обнаружился дар Божий — способности к рисованию. В этом занятии его поощряли отец. Сам хорошо рисующий, и бабушка. В ранних детских рисунках мальчика изображались корабли, морские сражения, крестьянские типы людей.

Занятия рисованием продолжались и в училище, и в семинарии. Васнецов рисовал с натуры и копировал знаменитые музейные картины с репродукций. В 16 лет юноша создал целый цикл карандашных рисунков, иллюстрировавших русские пословицы и поговорки. Рисунки были несовершенны в профессиональном смысле, зато показали, насколько хорошо автор знает народный быт и с какой любовью и уважением относится к жизненному укладу русского крестьянина.

Как ни горько было отцу, как ни тяжело было самому Виктору Михайловичу нарушать семейную традицию, он в 1867 году оставляет семинарию, уезжает из Вятки в Петербург и начинает учиться сначала в рисовальной школе, а затем в Академии художеств. Это были суровые и трудные годы в биографии художника. Рассчитывать на материальную помощь отца он не мог. Нужно было самому думать о «хлебе насущном» и обеспечивать самостоятельно осуществление своей мечты — стать хорошим художником. Молодой Васнецов даёт уроки рисования, иллюстрирует недорогие издания книг и журналов. Этим зарабатывает себе на жизнь и занятия в Академии.

Уже через два года обучения картины Васнецова на бытовые темы приносят ему известность в художественной среде. В Петербурге и Москве высоко оценены Васнецова «С квартиры на квартиру», «Преферанс», «Книжная лавочка». Эти картины написаны в духе художников-передвижников, к числу которых, как мы помним, принадлежат В. Перов, И. Крамской, И. Шишкин, В. Суриков и другие.

В 1878 году Виктор Васнецов и сам вступил в товарищество передвижных художественных выставок. Однако рамки творческого метода передвижников, ограничивающихся реалистическим бытописанием, вскоре оказались тесны для молодого художника. С каждым годом он всё больше и больше проявляет интерес к образам старинных сказаний, захватившим его воображение ещё в далёком детстве.

Самыми любимыми были и остались сказания о защитниках Руси — былинных героях-богатырях. Впоследствии они оживут перед внутренним взглядом художника, и он, «историк на несколько фантастический лад», как он сам о себе говорил, сумеет прочесть историю через призму народной поэзии, наполнить её фольклорными образами и донести увиденное современникам и потомкам.

Со студенческих лет любимыми книгами для Виктора Васнецова были книги по истории русского народа, русского героического эпоса. В это время среди его эскизов и набросков всё чаще появляются изображения героев русских сказок, былинных богатырей и сцен из древнерусской жизни.

Поселившись с конца 1870-х годов в Москве, по понятиям Васнецова, более русском городе, нежели Санкт-Петербург, Васнецов теперь посвящает своё творчество темам исторического и сказочно-бытового жанров. В это время художник вливается в совершенно неповторимую атмосферу Мамонтовского кружка, который объединил под покровительством мецената Саввы Мамонтова таких выдающихся деятелей русской культуры как И. Е. Репин, Ф. И. Шаляпин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. А. Серов.

В подмосковном имении Мамонтова «Абрамцеве» постоянно собирались и подолгу жили художники, композиторы и артисты. Они вместе читали и изучали русскую старину, ставили любительские спектакли, обсуждали вопросы искусства, писали этюды и картины, лепили скульптуры.

Васнецов в это время пишет многие из лучших своих картин: «Ковёр-самолёт», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером Волке», «Иван Грозный», «Богатыри».

Художник так объяснял своё увлечение русским фольклором и историей:

«Мы только тогда и внесём свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного искусства…изобразим и выразим красоту, мощь, смысл родных наших образов, нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни и нашего прошлого, наши грёзы, нашу веру и сумеем в своём, истинно национальном, отразить вечное, непреходящее».

Васнецов отошёл от передвижнического бытописания, но не изменил идее гуманизма. Только теперь его произведения вызывают не жалость и сочувствие к «маленькому человеку», а оптимизм и гордость за наших предков.

Виктор Михайлович справедливо полагал, что в народном творчестве: в сказках, былинах и исторических песнях — запечатлён проверенный веками внутренний и внешний облик любого народа. Художник говорил:

«Я всегда был убеждён, что…в сказке былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний. С прошлым и настоящим, а, может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Новые темы васнецовских картин потребовали и новой художественной формы. Бытовые картины художника выдержаны в серо-коричневых тонах. Теперь же образы, взятые из русского народного творчества, художник воплощает с помощью тонов и красок, распространённых в народном искусстве, в древнерусском орнаменте и лубке.

«Русскость» и историчность творчества Васнецова привлекли внимание общества. Художник получает уникальный заказ: роспись стен Исторического музея в Москве на тему «Каменный век». Известный художественный критик В. В. Стасов так оценил этот труд Васнецова:

«Сделанное в этом направлении Васнецовым истинно изумительно. Он провидящим духом отгадал и ясно различил древнейшую эпоху истории человечества, он точно срисовал с виденного громад сцен, фигур, лиц, типов, выражений, душевных состояний».

В это же время художник создаёт декорации и эскизы к костюмам для постановки в театре Саввы Мамонтова оперы А. Н. Римского- Корсакова по сказке А. Н. Островского «Снегурочка». В декорациях и костюмах к спектаклю художник воскресил мир Древней Руси в орнаментах, красках, предметах быта и причудливой архитектуре.

В эти годы творческого подъёма Виктор Михайлович становится центральной фигурой мамонтовского кружка. Именно к нему меценат Мамонтов обратился с предложением создать проект Абрамцевской церкви. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, возведённая по архитектурному проекту Васнецова, признана специалистами первым сооружением неорусского стиля в архитектуре.

В 1885 году художник начинает работу над росписями Владимирского собора в Киеве и ведёт её более 10 лет. Кроме того, он участвует в росписи стен храма Спаса на Крови в Петербурге.

В Абрамцевском кружке, в непринуждённой творческой атмосфере мамонтовского дома рождались смелые творческие замыслы, которые блестяще воплощались в жизнь благодаря практической поддержке С. И. Мамонтова.

Дружба и сотрудничество В. М. Васнецова ещё с одним российским меценатом дали замечательные плоды, которыми россияне пользуются уже на протяжении более 150 лет. Речь идёт о замечательном человеке — Павле Михайловиче Третьякове. В его галерее есть зал, в котором собраны замечательные васнецовские полотна: «Алёнушка», «Три царевны подземного царства», «С Квартиры на квартиру», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сирин и Алконост.

Песнь радости и печали» «Иван Грозный», «После побоища Игоря Святославовича с половцами». И, пожалуй, самая знаменитая картина Васнецова «Богатыри». На ней подпись: «Виктор Васнецов Москва 1898 г. Апръля 23 дня».

Зачем такая точность в дате? Это был знаменательный день в жизни художника: именно в этот день Виктора Михайловича посетил Павел Михайлович Третьяков. Он впервые был в доме Васнецова, построенном по проекту самого художника. Интерьеры, мебель, предметы быта — всё было выполнено по эскизам хозяина и произвело на мецената Третьякова огромное впечатление. Вопрос с новой картиной «Богатыри» тут же был решён. С этого времени картина заняла своё постоянное место в Третьяковской галерее и стала одной из популярнейших и любимейших картин русской живописи.

«Богатыри» были одним из последних приобретений Третьякова. Знаменитого коллекционера теперь занимала проблема пристройки к существующему зданию. Собрание картин так разрослось, что нужно было срочно расширять выставочные площади.

В мае 1900 года Виктор Васнецов принял участие в заседании Совета Третьяковской галереи, на котором было принято решение об устройстве нового фасада, единого для перестроенного собственного жилого дома Павла Третьякова и примыкающего к нему здания галереи, переданной Третьяковым в дар городу Москве в 1892 году. Решено было сделать фасад в «русском характере». Принят был проект, разработанный В. М. Васнецовым.

Художник использовал в своём архитектурном проекте разнообразные мотивы древнерусской архитектуры и прикладного искусства — это и мотивы коломенского дворца, напоминающие старинные шлемы русских витязей, и отделка керамической плиткой по аналогии с ярославскими храмами, и заставки древнерусских рукописных книг, и окаймлённые валиком порталы храмов. Художник всё это переосмыслил, подчинив разнородные элементы задаче воплощения национальных духовных ценностей. Благодаря творческому замыслу Васнецова московский музей, Третьяковская галерея, имеет с тех пор снаружи свой неповторимый облик, который знаком всему миру.

Наступил ХХ век. Для России заканчивалось время созидания, и всё ближе было время разрушения — «время разбрасывать камни». К несчастью, Виктор Михайлович Васнецов увидел на своём веку крушение родной страны — революцию, а также её последствия — братоубийственную Гражданскую войну.

Художнику около семидесяти лет. Он видел, как разрушали и грабили храмы, взрывали памятники, громили музейные усадьбы. Он видел красный террор. Голод и разруху. До творчества ли при такой жизни? Оказалось, что и в таких условиях можно творить. Художник опять вернулся к русским народным сказкам и былинам. Вот картина «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем». Она написана в 1918 году. Кто знает российскую историю, тот поймёт, с каким монстром сражается былинный богатырь. Сказки теперь страшные.

Злые силы околдовали наших любимых героев. Мы видим, как живого, Кащея Бессмертного, склонившегося над прекрасной молодой беспомощной девушкой-царевной. Видим уснувшую в летаргическом сне царевну и спящих рядом беспробудным сном детей, юношей и стариков — спит Русь в своей древней красе.

Сказочное царство спит до лучших времён. Мы видим сметающую всё на своём пути ужасную Бабу Ягу в чём-то красном. Она своими жилистыми страшными руками крепко вцепилась в тело мальчика Иванушки. И последнее: мы видим летящих куда-то на ковре-самолёте молодых жениха и невесту. Они плывут по утреннему небу и большего им не надо. Очищается от утреннего тумана земля. Картина «Ковёр-самолёт» — эта мечта о покое и счастье. Но окончить её художник уже не успел.

«Я только Русью и жил, — сказал когда-то Васнецов. — Я не вписываюсь в новую жизнь и навсегда останусь русским человеком XIX века».

Виктор Михайлович Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, в своём доме. Похоронен на московском Введенском кладбище.

Ещё в 1895 году французский учёный барон де Бай читал в Париже лекции о творчестве Виктора Васнецова. Барон сообщил об этом художнику:

«Имя Ваше всюду приветствовалось как имя великого художника… талант Ваш оценён, как он и заслуживает».

Один из французских журналов писал:

«Васнецов является лучшим и наиболее красноречивым выразителем русской души».

Виктор Михайлович был награждён орденом Почётного легиона. Если французы так оценили творчество художника, то, как должны ценить его мы!

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА