Внутренний смысл классической китайской живописи

В основе традиционной китайской живописи лежит духовность. Она обеспечивает её внутренний смысл
Автор: 10.11.2022 Обновлено: 10.11.2022 12:41
«Грамотность человека появляется в результате постоянного стремления к знаниям. Чем больше ты узнаешь, тем больше обогащаешь себя и тем скромнее становишься».

Чистые и элегантные картины Ижун Чжан, написанные тушью, заставляют зрителей почувствовать нежную и спокойную красоту природы. Пересекая границы между восточным и западным искусством, они перекликаются с тушью династий Сун и Юань и в то же время демонстрируют свет, тень и текстуру западных эскизов.

«Для меня живопись — это чистая форма искусства. Подобно распускающемуся цветку она следует за временем года и появляется сама собой», — говорит Чжан.

С 2011 года Чжан проводит ежегодные художественные выставки по всему миру. Её работы были собраны Хьюстонским музеем искусств, что принесло ей признание критиков. Однако её творческая карьера началась гораздо раньше.

Пион, 2017, живопись тушью.

Пион, 2017, живопись тушью.

Призвание детства

Чжан родилась в китайской провинции Шэньси. Её отец и дед строили статуи в храмах на севере Шэньси, что позволило Чжан в раннем возрасте приобщиться к настоящей традиционной китайской живописи тушью.

«Я с детства изучала китайскую живопись с моим отцом, тренируясь в традиционных методах. Я также следовал за ним, расписывая фрески в монастырях и даосских храмах», — говорит Чжан.

Однако для получения степени бакалавра и магистра Чжан предпочла изучать литературу, а не живопись. Оглядываясь назад, она благодарна за это решение.

«Грамотность человека появляется в результате постоянного стремления к знаниям. Чем больше ты узнаешь, тем больше обогащаешь себя и тем скромнее становишься. Когда осознаёшь собственную ничтожность перед огромной вселенной, не хочется ограничивать себя областью живописи», — говорит Чжан.

Однако сердце Чжан по-прежнему стремилось к красоте искусства. После окончания университета судьба привела её к тому, что она сосредоточилась на своей первой страсти – живописи.

«Я действительно люблю живопись от всего сердца», — говорит она.

Дуэт лотосов, 2017, живопись тушью.

Дуэт лотосов, 2017, живопись тушью.

Глубина китайской живописи тушью

Чжан впитала в себя навыки живописи и культурное наследие различных китайских династий и воплотила их в своём искусстве. Она особенно любит фрески династий Тан и Сун, живопись тушью династий Сун и Юань, даосское и буддийское искусство, а также традиционную живопись тушью цветов.

Сегодня Чжан специализируется на живописи тушью, изображая красочные сюжеты, такие как цветы и бабочки, но предпочитает изображать их в чистом, по её мнению, виде — чёрно-белом.

Бабочка, 2018, живопись тушью.

Бабочка, 2018, живопись тушью.

«Я надеюсь, что зритель может непосредственно прочувствовать работу, а не просто будет увлечён техникой рисования. Чем она чище, тем больше вероятность достичь такого эффекта».

Ван Вэй, великий поэт и художник династии Тан в Китае, однажды сказал:

«Живопись тушью требует самых совершенных навыков».

Несмотря на ограниченность цветовой палитры (простые чернила и белое поле), китайская живопись тушью, тем не менее позволяет создавать сложные произведения, которые вызывают у зрителя глубокие чувства.

Варьируя плотность краски, искусный художник создаёт тона и оттенки, которые раскрывают воображение и создают у зрителей впечатление, что они видят текстуру, цвет и даже необычные миры, выходящие за рамки физического опыта.

Картины Чжан имеют определённое сходство с западными эскизами, однако она считает, что они находят отклик у зрителей в основном из-за универсальных ценностей, которые они выражают.

«В основе традиционной китайской живописи лежит духовность, которая обеспечивает внутренний смысл этого вида искусства», — говорит Чжан.

«Традиционная китайская живопись — это не просто акт рисования; скорее, это более глубокая связь с природой Вселенной, которая приносит внутренний покой зрителю».

Маки, 2018, тушь, художник Ижун Чжан

Маки, 2018, тушь, художник Ижун Чжан

Реставрация фрески династии Северная Сун

В 2017 году по приглашению храма Син Хуа в Гаопине, провинция Шэньси, Чжан выполнила большую (200 × 260 см) картину тушью на шёлке «Учение Шакьямуни» — единственную сохранившуюся фреску времён династии Северная Сун.

Работа над картиной заняла несколько месяцев. Поскольку оригинальная фреска была сильно повреждена, Чжан потратил много времени на изучение недостающего содержания, включая костюмы, персонажей и архитектуру династии Сун.

Окончательный вариант картины Чжана «Учение Шакьямуни» по размеру соответствует фреске в храме Син Хуа, и на ней изображено большое количество Будд, бодхисаттв, монахов и других учеников. Каждая фигура написана в богатом разнообразии оттенков и имеет свой собственный характер и выражение.

Помимо человеческих и божественных фигур, Чжан также уделяла внимание деталям архитектуры, одежды, украшений и предметов религиозного культа. Каждый предмет сложен и тщательно проработан, демонстрируя тонкое мастерство художника.

Внутренний смысл классической китайской живописи

Манджушри, 2017, живопись тушью.

«Для меня работы любого размера требуют глубокого состояния концентрации. Но я всегда надеялась, что у меня будет возможность написать фреску, и эта работа исполнила мои желания. Я считаю, что она может выразить отрешённость и спокойствие через свои чистые линии».

Чжан говорит, что самым сложным в этой работой на шёлке было выразить фигуры и предметы линиями разной плотности и толщины. Во время такого сложного процесса нет места для ошибок.

«После нескольких месяцев работы над картиной я почувствовал связь вне времени и пространства с художником, который создал эти фрески (тысячи лет назад), — говорит Чжан. — Моя работа — это дань уважения классике, что заставляет меня ещё больше ощущать её величие. Для меня большая честь иметь возможность рисовать такие работы».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА