Высокая поэзия. Стон Вордсворта в сонете «Господень мир, его мы всюду зрим»

Мир материалистичен, утратил связь с символической стороной реальности и вместо этого склоняется к идее, что важна только материя
Автор: 29.12.2022 Обновлено: 29.12.2022 17:25
Людям необходимо прийти к пониманию мира. Но что значит понимать его?

Поэзия — это один из способов прийти к пониманию вещей на нескольких уровнях. Происходя от греческого poiesis, что означает «создавать», поэзия устанавливает рациональные, эмоциональные и духовные связи между физической и метафизической реальностью, помогая нам понять, что физическое функционирование материи — это не всё, что имеет значение. Существуют более глубокие функции и высшие силы, которые не могут быть охвачены уравнениями или определениями.

Рассмотрим сонет «Господень мир, его мы всюду зрим» Уильяма Вордсворта:

Чрезмерен мир для нас: приход-расход
Впустую наши расточает силы.
Природе мы и чужды, и немилы:
Сердец опустошили мы оплот.
Грудь океана лунный свет зальет;
Взовьются ветры с ревом, легкокрылы
(Сейчас бутоны никнут их, унылы) —
Что толку? В нас — сплошной разлад, разброд.

Ничем нас не пронять. О Боже, мне —
Языческой религии забытой
С младенчества служить бы! По весне
Простор зелёный был бы мне защитой;
Мне б чудился Протей в морской волне
И дул при мне Тритон в свой рог извитый.

Перевод Сергея Сухарева, 1997

Этим произведением Вордсворт демонстрирует предназначение и силу поэзии: определить те вещи, которые лежат за пределами выражения сдержанного количества и качества, и придать им присутствие и цель, которые возвышаются над шумом индустриального, насыщенного наукой общества.

Стихотворение Уильяма Вордсворта «Господень мир, его мы всюду зрим» исследует результаты дистанцирования человека от мира природы из-за общественной одержимости материализмом.

В наши дни многие люди спутали духовность с приобретением знаний, которые носят чисто функциональный и утилитарный характер, и это именно то, о чём сетует Вордсворт. Существуют важнейшие тайны сердца, которые не поддаются рыночному мышлению и социальным или научным системам. Но как это выразить?

Их выражение начинается с поэзии.

От материи к возвышенному

Высокая поэзия. Стон Вордсворта в сонете «Господень мир, его мы всюду зрим»
«Пустошь возле Святого Ипполита у подножия Вогезов в Эльзасе», 1848 год, художник Кристиан Эрнст Бернхард Моргенштерн. (Ablakok/CC BY-SA 4.0)

Английский писатель Д. Х. Лоуренс утверждал, что называть солнце шаром горящего газа — значит противостоять жизненной силе солнца.

«К стыду физиков, — сказал он, — чем бы ни было солнце, оно не является шаром горящего газа».

Под этим он подразумевал, что Солнце, как и всё сущее, по сути, больше, чем его состав.

Иногда допустить нечто большее, чем физическое, даже если это означает допустить фантастическое, действительно важно. Другими словами, важнее смотреть на солнце и думать о Боге, чем о газе. В первом заключается поэтическая сила солнца, сила, с которой, по словам Вордсворта, мир не в ладах.

Мир материалистичен, он утратил связь с символической стороной реальности и вместо этого склоняется к идее, что важна только материя — то, что обычно называют «вещами», — и простое обладание вещами, даже в избытке, имеет первостепенное значение в этой жизни. Таким образом, большая часть признания тонких вещей, духовных вещей, была принесена в жертву на мирской алтарь изобилия.

Те, кто разделяет оценку Вордсворта, должны осмелиться противостоять кризису «получения и траты» и обратить его вспять, смело взявшись за прекрасные вещи, которые делают жизнь достойной жизни. Часто это те вещи, которые сто́ит делать ради них самих и которые обогащают, а не просто отнимают время.

Мир, который мы потеряли

Высокая поэзия. Стон Вордсворта в сонете «Господень мир, его мы всюду зрим»
«Аврора с Аполлоном, управляющим солнечной колесницей», Костантино Чедини. Масло на холсте. (Public Domain)

Вордсворт потрясает нас мощью и величием поэзии, завывающими ветрами, спящими цветами и соблазнительным морем, предоставляя философскую и теологическую платформу, уходящую корнями в чудо. Она поднимается над накоплением фактов к взаимосвязи всех предметов, понимаемых в их надлежащем отношении друг к другу, где можно увидеть величественных богов, движущихся над водами, вместо скучных торговых судов.

Поэзия — это творческое выражение мистического чувства созидания. Она выражает нашу чувствительность к творению. Природа может служить поэтическим порталом к сверхъестественному созерцанию — тому, что многие считали и продолжают считать высшим из всех человеческих деяний, несмотря на то, как мир и его действия подавляют нас.

Поэты, подобные Вордсворту, вместе с силами, к которым он обращается, призывают к иному, более глубокому мировоззрению, чем-то, которое отстаивается сегодня. А такие стихи, как «Мир слишком много с нами», приглашают к созерцанию символической природы мира, который борется с материалистической зацикленностью и стремится к прекрасному, но трудному балансу души и тела.

Шон Фицпатрик преподаёт гуманитарные науки на факультете Академии Григория Великого, школы-интерната в Элмхерсте, штат Пенсильвания Его статьи об образовании, литературе и культуре публиковались в ряде журналов, включая Crisis Magazine, «Католический обмен» и Imaginative Conservative.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА