Картина «Ваза с цветами», около 1670 года, работа Яна Давидса де Хема. Масло на холсте. Приобретена Фондом друзей Маурицхёйса при поддержке Ассоциации Рембрандта, 1993 г. Маурициус, Гаага. (Любезно предоставлено Mauritshuis, The Hague) | Epoch Times Россия
Картина «Ваза с цветами», около 1670 года, работа Яна Давидса де Хема. Масло на холсте. Приобретена Фондом друзей Маурицхёйса при поддержке Ассоциации Рембрандта, 1993 г. Маурициус, Гаага. (Любезно предоставлено Mauritshuis, The Hague)

Выставка «В полном расцвете» в музее Маурицхёйс в Гааге

На выставке картины с яркими букетами в роскошных вазах с насекомыми и экзотическими фруктами, цветами и ракушками
Автор: 10.03.2022 Обновлено: 10.03.2022 09:29
Ничто так не говорит о красоте, как голландские цветочные натюрморты XVII в. На таких картинах встречаются яркие букеты в роскошных вазах с насекомыми и экзотическими фруктами, цветами и ракушками. Но в 1600-х годах этот новый жанр включал в себя множество стилей от реалистичных букетов до фантастических творений. Несмотря на разные стили, все эти цветочные натюрморты художники писали в соответствии с природой.

Естественно, когда в этом году Маурицхёйс, бывший дворец в Гааге, Нидерланды, отпраздновал своё 200-летие, вспомнили про цветы. И что может быть лучше, чтобы почтить музей, в котором хранятся выдающиеся голландские и фламандские картины Золотого века, чем отпраздновать более чем 400-летнюю голландскую традицию цветочных натюрмортов выставкой.

Выставка в Маурицхёйсе «В полном расцвете» даёт обзор цветочных натюрмортов 1600—1730 гг. На выставке представлены цветочные шедевры из богатых фондов музея, включая работы цветочных натюрмортов великих художников: Амброзиуса Босхарта, Яна Давидса де Хема, Виллем ван Элст и Рэйчел Рюйш. В экспозиции заимствованы картины со всего мира.

Ботаническое искусство

Жанр цветочного натюрморта зародился в 1600 году. Выращивание, изучение и коллекционирование экзотических растений и цветов стало популярным в XVI в. Учёные сделали подробные иллюстрации растений и опубликовали их в виде офортов и гравюр в альбомах под названием «флорилегия», что в переводе с латыни означает «цветочная коллекция».

В 1594 году физик и ботаник Карл Клузиус основал Hortus Botanicus, первый ботанический сад в Нидерландах. По данным Амстердамского музея тюльпанов, исследования Клузиуса до сих пор используются для распознавания цветов.

В XVII в. тюльпаны впервые были завезены в Нидерланды через Турцию из Азии и других стран. Началась «тюльпаномания». Производители однажды отметили вес и цену луковиц тюльпанов на ботанических рисунках в своих каталогах.

На выставке представлено множество иллюстраций, в том числе акварель Джейкоба Марреля с деталями тюльпана Admirael Vander Eyck. Эти рисунки свидетельствуют о высоких ценах, которые когда-то платили за луковицы, некоторые из которых некогда были по цене дома на канале в Амстердаме.

Потребительский спрос на тюльпаны в 1630 году достиг пика, и спрос на цветочную живопись вырос вместе с ростом экономики. Рисунки тюльпанов заполнили ботанические альбомы.

Художники-ботаники предпочитали рисовать «надломанные тюльпаны» с разорванными лепестками и полосатыми отметинами, вызванные вирусом, впервые обнаруженные Клузиусом.

Он знал, что если тюльпаны поменяют свой естественный цвет, то, вероятно, не проживут долго, но они существуют «лишь для того, чтобы радовать глаз хозяина разнообразием цветов перед смертью, как бы прощаясь с ним».

К 1637 году рынок тюльпанов рухнул, в результате чего многие инвесторы разорились. Учёные расходятся во мнениях по поводу причин этого, начиная от учёных, считающих, что рынок достиг пика и цены не могут продолжать расти, и заканчивая теми, кто считает, что луковицы выращиваются, а не импортируются, тем самым снижая цену на луковицы.

Цветочная живопись

Амброзиус Босхарт — первый художник, который специализировался на цветочных натюрмортах. Около 1618 года он написал яркий букет под названием «Ваза с цветами в нише». Он изобразил 30 различных цветов.

Но любой садовник увидит, что аранжировка Босхарта фантастическая. На его симметричной композиции цветы, которые растут и цветут в разное время года и в разных странах, поэтому букет не может цвести одновременно.

Практичный человек также может увидеть, что верх очень тяжёлый: если бы букет был настоящим, он бы опрокинулся. Это типичный стиль для ранних цветочных натюрмортов.

В 1630-х годах художники отошли от симметричных натюрмортов, отдав предпочтение более неформальной, но всё же натуралистичной композиции. Картина Ганса Боллонжье 1639 года, изображающая свободный натюрморт, была типичной для того времени.

Во второй половине XVII в. цветочные натюрморты превратились в зрелищные произведения. Эти фантастические картины представляли собой миры, наполненные скрытыми жуками, цветами и драматическими световыми эффектами.

Яркая живопись Яна Давидса де Хема 1670 года «Ваза с цветами» — прекрасное зрелище, в котором светится синяя стеклянная ваза, ползают гусеницы, а бабочки порхают среди знакомых и экзотических фруктов, листьев и цветов.

В фильме Виллема ван Алста «Цветочный натюрморт с часами» стоят на столе часы, напоминая зрителю о скоротечности жизни, тема, отражённая в картинах «vanitas» и «memento mori», в то время популярная в Нидерландах. Она, естественно, распространялась на мимолётную природу цветочных натюрмортов.

К 1700-м годам цветочные натюрморты снова стали приглушёнными, и такие художники, как Рэйчел Рюйш, создавали более простые, но всё же потрясающие композиции. Рюйш успешно рисовала до 80 лет, а её работы принадлежали европейским королевским семьям.

Английский поэт и священнослужитель Джордж Герберт хорошо описывает мимолётный цветок в первой строфе своего стихотворения «Жизнь» (1633 г.):

Букет собрал я на восходе дня:
Он, память утра в запахе храня,
Как жизнь моя, сиял.
С цветами полдень вкрадчив был и тих,
И вдруг из рук моих похитил их
И мой букет завял.

Голландские художники-натюрморты XVII в. заморозили время, увековечив временный цветок, постоянно напоминающий о красоте и неизбежной смерти.

Выставка «В полном расцвете» в музее Маурицхёйс в Гааге продлится до 6 июня. Чтобы узнать больше, посетите сайт Mauritshuis.nl .

Лоррейн Феррье — пишет об изобразительном искусстве и ремесленничестве для газеты The Epoch Times. В центре её внимания — мастера Северной Америки и Европы, которые наполняют свои произведения красотой и традиционными ценностями. Особое внимание автор уделяет редким и исчезающим видам искусства.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА