Зинаида Серебрякова — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза. | Epoch Times Россия
Зинаида Серебрякова — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.

Зинаида Серебрякова: Пусть вам будет тепло и светло

Автор: 24.01.2022 Обновлено: 24.01.2022 09:04
Есть в русском искусстве имена, при воспоминании о которых в нашей памяти встаёт ряд совершенных образов, наполненных жизнеутверждающей силой и умиротворением. Среди этих имён и имя Зинаиды Серебряковой, художницы, в искусстве которой мы не услышим ни одной диссонансной или фальшивой ноты. Её творчество наполнено любовью к миру, к жизни. От её картин исходят тепло и свет.

Это так удивительно, потому что годы её жизни совпали со страшными катастрофами: революциями, Первой мировой войной, Гражданской войной, Второй мировой войной. В её жизни было много горьких страниц: смерть мужа, болезни близких, безработица, жизнь в эмиграции вдали от семьи. Какой же была эта необыкновенная женщина и талантливая художница, чьё творчество так радует нас и вселяет надежду на будущее?

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (Лансере) родилась в 1884 году в имении своих родителей недалеко от Харькова. Её детство и ранняя юность были исключительными. Будущая художница росла в семье, в которой искусство считалось наследственной профессией и где на протяжении более ста лет каждое новое поколение давало России крупных деятелей культуры.

Отец художницы Евгений Лансере — известный скульптор, получивший широкое признание не только в России, но и за границей.

Мать художницы, Екатерина Николаевна Лансере, была урождённой Бенуа. Семья Бенуа много сделала для культуры России. Брат Екатерины —  Александр Николаевич Бенуа — виднейший деятель русского культуры начала ХХ  века, художник, график, историк  искусства. Другой брат Альберт Николаевич — художник-акварелист, преподаватель Академии художеств, Председатель Русского общества акварелистов. Третий брат Леонтий Николаевич — архитектор, профессор Академии художеств.

Екатерина Николаевна много сделала для развития художественных способностей своих детей. Сын Николай Евгеньевич Лансере  был архитектором, сын Евгений Евгеньевич Лансере живописец и график, и младшая дочь Зинаида Евгеньевна внесла свой вклад в историю русской живописи.

Детские и юные годы будущей художницы прошли в Петербурге в большой и дружной семье деда — Николая Леонтьевича Бенуа. В этой многолюдной семье взрослые и дети жили интересами искусства, здесь постоянно царила творческая атмосфера. На этот лад настраивала обстановка дома: в комнатах старинная мебель, на стенах гравюры со знаменитых картин. С ранних лет детям была доступна великолепная библиотека с редкими книгами и художественными альбомами.

Семья увлекалась театром. Бенуа постоянно абонировали ложу в Итальянской опере. Дядя Зинаиды, Александр Бенуа, с начала 1900 годов как художник стал принимать участие в оформлении театральных постановок театров Петербурга. Интерес к театру в семье ещё более возрос.

В семье Бенуа из поколения в поколение все дети рисовали — это было их обычным занятием. Рисовала и маленькая Зина, и никто в семье не придавал этому увлечению особого значения. Девочка постоянно испытывала на себе влияние старших братьев, которые уже обучались рисованию: один в Школе Общества поощрения художников, а другой уже был студентом Академии художеств. Они научили её работать с акварелью, и маленькая художница стала экспериментировать с формой и цветом в своих альбомах.

Часто в гостеприимном доме Бенуа собирались художники, и тогда само собой возникали споры об искусстве, о его месте в жизни отдельного человека и в истории России.

Это было переломное время в развитии живописи: ещё интересны и сильны были передвижники, но уже всё громче стали заявлять о себе модернисты. Молодёжь преклонялась перед И. Е. Репиным, но уже с всё большим интересом относилась к М. А. Врубелю, И. И. Левитану. В. А Серову и М. В. Нестерову. Русская живопись, как и вся Россия, стояла на рубеже двух эпох. Многие талантливые писатели, поэты, музыканты и художники предчувствовали грядущие перемены и в своём творчестве сумели это запечатлеть. Между тем картины молодых художников пока с большим трудом попадают на выставки. Сама собой возникает идея объединения творческих сил в целостный союз. Так возникает объединение художников «Мир искусства», которое устраивает новаторские выставки, а также выпускает одноимённый искусствоведческий журнал.

На юные годы Зинаиды Серебряковой пришлись первые победы мирискусников. Журнал и выставки этого художественного объединения навсегда вошли в жизнь художницы.

В области литературы самым близким её духовному миру стал и оставался Александр Пушкин. Его гениальную «солнечную» поэзию, его оптимистичное мировоззрение Зинаида Евгеньевна впитала на заре жизни и сохранила до самого конца. Нам кажется это удивительным, так как Серебряный век диктовал людям совсем другие «правила жизни»: индивидуализм, пессимизм, болезненное самоуглубление. Многие современники художницы, её «друзья по цеху» придерживались мнения, что здоровая трудовая семейная жизнь в рамках национальных традиций — это пройденный этап цивилизации.

Рафинированная жизнь петербургских интеллигентов: театры, выставки, концерты, книги, общение со знаменитостями из мира искусства — это не всё, что оказало влияние на развитие такого необычного таланта молодой художницы.

После многолетней жизни в столице мать Зинаиды Серебряковой решила вывезти семью в своё родовое имение Нескучное. Перед глазами детей открывается совершенно иной мир: старый дом екатерининских времён, парк. Сад, бескрайние поля. А главное новые люди — русские крестьяне. Жизнь в Нескучном произвела неизгладимое впечатление на юную художницу. Попав в деревню, она прикоснулась к жизни, которая захватила её целиком.

«И с тех пор, — вспоминала Серебрякова позже, — я совершенно „влюбилась“ в новую для меня природу, в ширь безбрежных полей, в живописный облик крестьян, столь отличный от городских лиц».

«Открывая» для себя каждый день что-то новое, она испытывает подлинную радость и спешит поделиться ей не только в письмах своим родным, но и в красках, в линиях. Она рисует деревенские пейзажи и портреты крестьян, а  также жанровые сценки, в которых пытается остановить воспроизвести движение человека в процессе труда. Теперь никто из домашних не сомневается, что у Зинаиды особый дар, который требует настоящего развития. После окончания в 1901 году Коломенской женской гимназии в Петербурге, её отдали в частную художественную школу. М. К. Тенишевой. Руководил студией И. Е. Репин.

Именно этот мастер разработал строгий устав и программу школы. Отбор поступающих был очень взыскательный, туда попадала поистине талантливая молодёжь. Учиться в школе Тенишевой было почётно и престижно. Часто Репин сам садился со своими учениками писать с натуры одну и ту же модель. Он настойчиво повторял своим ученикам:

«Непрестанно рисовать с натуры — вот школа самая высшая и верная. Постоянно наблюдать разнообразие форм. Никогда не расставаться с альбомом».

Затем была поездка с семьёй в Италию и знакомство с западноевропейским искусством уже не по альбомным репродукциям, а наяву.

В 1903 году молодая художница становится ученицей знаменитого портретиста О. Браза, что, несомненно, повысило её профессионализм и дало положительные результаты.

Счастливое замужество не заслонило собой тягу Серебряковой к творчеству. Меняются темы её картин, но остаётся жизнелюбие, оптимизм и гармония с людьми и природой.

В начале 1900 годов чета Серебряковых предприняла поездку в Париж. В то время со всех уголков мира в этот город стекались художники, чтобы побывать на выставках и в музеях, поработать в студиях, познакомиться и пообщаться.

Пребыванием в Париже закончилось, по существу, художественное образование Серебряковой. Она сама считала своё профессиональное обучение бессистемным, но пробудившим в ней творческий потенциал и определившим круг её творческих интересов. Для художницы оказались близкими и дорогими классика и модерн: её увлекали мастера разных эпох, стран и направлений, но было что-то единое, что объединяло интересы и разнообразные творческие симпатии этого молодого мастера: это вера в человека, в живительную силу природы и всепобеждающую любовь.

В 1906 году Серебрякова возвращается в Россию и сразу уезжает в Нескучное, где долго будет жить почти безвыездно. Вероятно,  эти 10 лет жизни до 1917 года были самыми счастливыми в её жизни. Нескучное — рай на земле. Она счастливая жена и мать и она Художник. У Зинаиды Евгеньевны был очень счастливый брак с любимым человеком и четверо прекрасных детей. В те времена счастливая семейная жизнь в традиционных рамках была большой редкостью. Та гармония, какая царила в душе, конечно, нашла отражение в картинах художницы.

Автопортрет «За туалетом» 1909 года остался навсегда самой знаменитой картиной Серебряковой, её визитной карточкой. Радостные светлые чувства рождает картина.

Художница изобразила себя в скромно обставленной комнате за утренним туалетом. Художники, пишущие автопортреты чаще всего зеркалом, а Серебрякова изобразила само зеркало, в котором отражается она и комната. Только подсвечник со свечой — реальные предметы, а всё остальное — отражение.

Серебрякова представила свой портрет и ещё несколько картин на выставку Союза русских художников в Москве. Её произведения сразу привлекли к себе внимание. Особенно понравился автопортрет. Знаток истории искусств Александр Бенуа писал:

«Зинаида Серебрякова выставляется в первый раз… Ныне она подарила русскую публику таким прекрасным даром, „такой улыбкой во весь рот“, что нельзя не благодарить её… Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая… радостная вещь… здесь что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное…».

Александр Бенуа подчеркнул также, что искусство Серебряковой — это «здоровый реализм» и пожелал ей и в дальнейшем «такими же простыми глазами глядеть вокруг себя и передавать эту радующую её видимость».

Окрылённая успехом, художница много работает в эти годы. Она создала ряд незабываемых портретов своих друзей и родных. Характерно, она никогда не писала портретов на заказ. Только друзья и родные и только в дар родству и дружбе.

Период становления таланта и личности Зинаиды Серебряковой пришёлся, пожалуй, на самое драматичное время в истории России. Время между двумя революциями и двумя войнами (Русско-японской и Первой мировой) было очень тревожно, но «времена не выбирают — в них живут и умирают». И семья Серебряковых жила, рожала детей (их было уже четверо). Муж Зинаиды Евгеньевны, Борис Серебряков, был инженером-путейцем. Он часто бывал в командировках, так что быт, дети, пожилая больная мать были на руках у молодой женщины.

Она никогда не считала себя творческой личностью, такой, которой домашние должны обеспечить особые условия для реализации таланта. Это она должна матери и детям отдавать свою любовь, силы и время. Однако на интенсивности и качестве художника Серебряковой никогда не сказывались житейские проблемы. Именно в предреволюционные годы её имя у всех на устах. Она заслуженно знаменита, её картины популярны. Художница обратилась к значительной теме труда русского крестьянства. Её монументальные полотна «Беление холста», «Жатва» и сегодня остаются непревзойдёнными. В картине «Жатва» всё кажется простым, земным и естественным. Создавая её в разгар мировой войны, Серебрякова восславила величие русской женщины, воспела созидательный и мирный труд.

В годы войны для художницы особенно стала важной тема семьи и детства. Она ещё в юные годы часто рисовала крестьянских ребят. Теперь она мать. Её дети становятся героями её творчества. В 1914 году художница создаёт групповой детский портрет «За обедом». Мы видим общительного Шурика, мечтательного Женю и нетерпеливую Тату. У каждого ребёнка только ему присущее выражение лица. Эта картина несёт в себе поэзию настоящего земного человеческого счастья.

Революция и Гражданская война разрушили это счастье. Муж умер от тифа, Нескучное сожжено. Зинаида Евгеньевна — единственный кормилец и защитник своих детей и старой больной матери. Той творческой работы, которую она находила время от времени, было явно недостаточно. Она не могла ради заработка поменять своё мировоззрение художника.

В 1924 году Серебрякова выехала в Париж с целью заработать, а потом вернуться в страну. Но это не получилось. Годами искала признания и заработка. В тридцатые годы родные усиленно звали её домой. Но нужно было выполнять условия заказов. А потом началась Вторая мировая война, и пришлось забыть о возвращении. Её картины, несмотря на это, по-прежнему оставались светлыми и жизнеутверждающими.

В 1960 году в Париж приехала дочь Татьяна. После долгих бесед с матерью она получила согласие на переговоры об устройстве выставки в Москве.

В 1965 году в Москве открылась выставка Серебряковой. На выставке были показаны работы художницы из крупнейших музеев страны и частных коллекций. Выставка побывала также в Киеве и Ленинграде. Залы были переполнены. В книге отзывов люди благодарили художницу за облагораживающее и жизнеутверждающее впечатление от её творчества.

Выставки 1965 года были для Зинаиды Серебряковой встречей с родиной, со своим народом, которому были посвящены её лучшие полотна. Это были для художницы дни счастья. Но всё это пришло слишком поздно, незадолго до смерти. 19 сентября 1967 года замечательная русская художница Зинаида Серебрякова умерла в Париже.

Художнице суждено было жить и творить в тяжёлые времена, но она, человек светлой и щедрой души, оставила нам замечательное наследие, которое учит ценить прекрасное, любить жизнь и людей.

Лариса Михайлова — филолог-преподаватель русского языка и литературы. Опыт работы — 40 лет. Окончила факультет русской филологии Самаркандского государственного университета. Специализация — журналистика. Публикуется в СМИ с 2005 г. С 2015 г. сотрудничает с The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА