
Исполнители, открывающие мир: Зинка Миланова
Нужны ли доказательства прекрасному? Но когда многие проницательные люди говорят, что хорватское сопрано Зинка Миланова (1906–1989) имеет, как пишет New York Times, «самый красивый голос в мире», то это заставляет задуматься.
Журнал Time как-то написал:
«Зинка Миланова по красоте голоса не может сравниться ни с чем». В другом обзоре New York Times сообщалось, что «это была одна из тех насыщенных событиями ночей, когда Миланова была на высоте, казалось, сбитая с толку красотой собственного голоса».
Конечно, эмоциональная сила голоса Милановой была удивительно сильной. исходил и просто присутствовал, заполнив каждый контур и щель зала. Его описывали как золотую трубу, сапфир, таинственный как колокольчик, но эти описания мало что говорят. Слова почти ничего не могут сказать нам о вокальной красоте.
В эпоху Возрождения трактаты писались о вокальных качествах и вокальной технике, но они приносили нам мало пользы и заставляли задуматься: как они на самом деле звучали?
Мы никогда не узнаем, но благодаря технологии звукозаписи у нас есть более чем вековая история великолепного пения, задокументированная с постоянно возрастающей точностью. Это свидетельство о традиции бельканто, его стиле и захватывающем темпераменте.
Ранние записи 1890-х годов позволяют взглянуть на всё это, и по мере совершенствования технологий раскрывается больше вокальных качеств.
Мужской голос, из-за его более низкого обертона, был первым доступным нам. Маттиа Баттистини (1856–1928), который пел с Верди, сделал запись в конце его жизни, давая нам представление о стиле и огромном драматическом таланте как певца, так и композитора.
Кроме того, когда слышишь, как Алессандро Морески (1858–1922) поёт Ideale или Ave Maria, слышишь ярко выраженные эмоциональные характеристики того времени.
Однако только в 1940-х годах записи женского голоса стали напоминать то, что можно услышать на живых концертах. Так сказать, можно только «читать между строк» в ранних записях Элизабет Ретберг или Розы Понсель, но только в 1950-х годах удалось отразить истинное звучание великих сопрано. Кирстен Флагстад и Зинка Миланова были одними из первых артистов, чьё богатство пения записано на диск и сохранено для будущих поколений.

Зинка Миланова в «Тоске», 1946, фотография Альфредо Валенте. (Всеобщее достояние)
Пробуждение к голосу
Возможно, здесь читателя заинтересует мой автобиографический отрывок. Я родился в семье, принадлежащей к низшему среднему классу, где не было ни книг, ни картин на стенах, а радио моей матери было настроено на бесконечный марш хит-парада. Это всё, что я знал о музыке.
Однажды, когда мне было 10 или 11 лет, сосед сказал мне:
«Раймонд! Иди сюда и послушай!»
Зинка Миланова пела «Pace mio Dio».
Раньше я никогда не слышал оперного голоса. Моя реакция? Опять же, нельзя начинать использовать слова — они гораздо менее выразительны, чем музыка, но я должен вам сказать.
Это было похоже на то, как если бы вы впервые посмотрели в телескоп и почувствовали огромную вселенную, о которой только догадывались раньше: её величие, её бесконечность, а за этим смысл и цель, которые мы чувствуем, но не можем объяснить.
Конечно, сначала просто реагируешь на музыку. Только позже мы исследуем причины, лежащие в основе реакции. Поэтому только позже я начал осознавать некоторые важные вещи.
У этого голоса был более широкий диапазон высот, чем у популярных певцов, у него был огромный динамический диапазон, огромная эмоциональная сила и обилие оттенков.
Затем я задумался над словами.
«Боже, дай мне мир!» — пела она.
Итак, для меня стал очевиден духовный аспект великой музыки. Бог присутствовал, высший мир, мир благородства и чудес, недоумения и боли жизни превратились в вечную красоту.
Великолепное пение Милановой не требовало объяснений. Это требовало только моего внимания.
«Слушайте всей душой», — писал великий русский поэт Аполлон Майков.
В наши дни мы не привыкли слушать внимательно, не говоря уже о том, чтобы слушать всей душой! Однако это единственный путь, и он не имеет границ социального класса, интеллекта или образования. Это для нас.
Ниже я перечисляю некоторые записанные моменты возвышенного артистизма Милановой, которые на протяжении полувека тронули меня, наполнили меня изумлением и, возможно, сделали меня лучшим человеком. Теперь, когда вся музыка доступна на многочисленных площадках, я даю только название и дату и прошу вас «слушать всей душой».
Если нельзя описать отличную музыку или отличное исполнение, то, безусловно, можно сказать что-то о её влиянии на слушателя. Чувствуешь себя добавленным, обогащённым, питаемым. Чувствуется, что намекнули на нечто, лежащее за пределами того, что можно сказать или спеть, и что нам сказали правду.
После выступления Милановой возникало общее ощущение связи с другими, кто слышал то, что слышал и ты. Когда мы вышли из театра на улицу, мы, кажется, изменились, стали более мягкими, более уважительными друг к другу благодаря нашему общему опыту.
Было невысказанное, хотя и мимолётное, понимание того, что потребности человеческого сердца одинаковы для каждого из нас, что каждая жизнь столь же драгоценна и священна, как и наша собственная.
Только искусство обладает такой силой, чтобы нести это великое послание, и только искусство — не законы и не правительства — в итоге приносит мир, к которому мы стремились веками.
Записи студии:
Pace mio Dio (La Forza del Destino) 1953
O Patria Mia (Aida) 1953
D’amor sull’ali rosee (Il Trovatore) 1952
Daleko m’e moj «Сплит»(хорватская народная песня) 1941
«О, прекрасная луна»(« Русалка ») 1958 г.
Живые записи:
«Тоска» (Лондон) 1957
«Андреа Шенье» (Метрополитен-опера) 1957
«Риголетто» (Мэдисон-Сквер-Гарден ) 1944
Раймонд Бигл выступал как аккомпаниатор в крупных концертных залах США, Европы и Южной Америки; писал для The Opera Quarterly, Classical Voice, Fanfare Magazine, Classic Record Collector (Великобритания) и New York Observer. Бигл работал на факультете Государственного университета Нью-Йорка в Стоуни-Брук, Музыкальной академии Запада и Американского института музыкальных исследований в Граце, Австрия. Последние 28 лет он преподавал в отделении камерной музыки Манхэттенской музыкальной школы.
Источник: The Epoch Times
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times