Традиционное китайское искусство. Фото: magnifissance.com  | Epoch Times Россия
Традиционное китайское искусство. Фото: magnifissance.com

История взаимосвязи Востока и Запада

Никогда прежде великие цивилизации Востока и Запада не были так близки
Автор: 12.10.2021 Обновлено: 12.10.2021 09:06
В 1684 году человек вошёл во дворец Людовика XIV без приглашения, чтобы преподнести королю несколько простых вещей, которые затем изменили ход истории. Этим человеком был Шэнь Фузун, священник-иезуит из Китая, живший в Европе. Он передал Людовику XIV латинские переводы трёх классических конфуцианских текстов.

Ещё он продемонстрировал китайскую каллиграфию и живопись, рассказал о значении китайских иероглифов и попросил Людовика XIV отправить в Китай миссионеров. Вдохновлённый каллиграфией, искусством и философией, Людовик XIV, также известный как Король-Солнце, отправил в Китай корабль с пятью миссионерами. Это было началом новой главы в истории, изменившей ход событий.

По прибытии путешественники встретились с верховным монархом, императором Канси. Как и Людовик XIV, он был коронован в детстве и принёс огромную пользу своим подданным за время долгого правления. Император Канси собирал поэзию эпохи династии Тан, выращивал новейшие сорта риса и развивал естественные науки. Преуспел в боевых искусствах, стрельбе из лука, музыке и многих других областях.

Неожиданные гости так заинтересовали императора, что он усадил их в кресла рядом с собой в императорском дворце. Миссионеры научили его геометрии, астрономии и теории западной музыки. Кроме того, они передали ему западные научные образцы оборудований и рассказали о Людовике XIV. Представьте себе, с каким удовольствием неутомимый учёный, император Канси, вдруг получил доступ к знаниям другого континента. Началась новая эра в китайской культуре.

Император Канси приказал построить школы по примеру французских академий, перевести западные учебники по медицине на китайский язык и попытаться с их помощью составить полную карту Китая. Воодушевлённый желанием продолжить обмен, он отправил одного миссионера обратно во Францию с подарками для Людовика XIV. Можно только представить, какой переполох вызвало прибытие этого корабля. Когда открыли все ящики, содержащие древние китайские тексты, произведения искусства, одежду, мебель, изобретения и другие восточные сокровища, для Европы наступила новая эра. Такие культурные ценности, как восточная философия, фарфор, чай и шёлк стали для французов многовековым увлечением и источником вдохновения.

Подобно зеркальному отображению, во время расцвета китайской культуры во Франции европейцы неуклонно обучали китайцев владению инструментами и техникой, что привело к невероятным достижениям: представлению перспективы в изобразительном искусстве, обработке стекла, медицинским открытиям и многому другому.

В возрасте 40 лет император Канси заболел малярией, и никакая китайская медицина не могла его вылечить. Два миссионера поделились хинином, который вылечил его от болезни. После выздоровления он наградил их двумя домами в Сианьских воротах.

Хотя они никогда не встречались, и император, и король повлияли на стиль управления друг друга, и в обоих государствах произошли улучшения. Европейцы были тронуты милосердием, с которым император заново пересмотрел дела заключённых в камере смертников. Европейская традиция назначения на политические должности, передаваемая членам семьи из поколения в поколение, была пересмотрена в свете китайской системы экзаменов на государственную службу.

Техника, керамика, книги и карты, созданные в эту эпоху межконтинентальных открытий, представлены на музейных выставках по всему миру. Нематериальные воздействия — новые парадигмы управления, эстетики и научного поиска — это сокровища, зарытые в способах конструирования нашей современной жизни.

Несмотря на тысячи миль, разделяющие их, и огромные различия между народами, два монарха в Европе и Китае в XVII веке всё же осуществили грандиозную передачу культурных знаний, влияние которой ощущается и сегодня.

Этими людьми были император Канси Великой китайской династии Мин и король Людовик XIV, могущественный монарх Франции. Новейшие научные достижения дошли до Поднебесной и поразили его, а глубокая философия Востока проникла в умы мыслителей всего Старого континента.

От Запада до Востока

Символическое изображение того периода запечатлело этот обмен: миссионеры-иезуиты в одеждах цинских чиновников стоят рядом с армиллярной сферой при дворе китайского императора Канси. Астрономия, математика, физика и химия, которые они принесли, очаровали молодого императора.

В юности Канси особенно интересовался небесными телами. Фердинанд Вербист, фламандский иезуит, ставший близким другом императора, упоминает в частном письме, как он объезжал с ним города:

«Под прозрачным ночным небом император наблюдал за небосводом и просил меня с помощью китайского и моего языка рассказать ему об основных созвездиях. Я думаю, что он давно интересуется естественными науками».

Канси сделал миссионеров своими личными учителями и под их заботливым руководством приобрёл богатые знания в области астрономии и математики. Он использовал квадрат для вычисления солнечного меридиана, а астрономические кольца — для измерения высоты звёзд. Во время одного из визитов в южный Китай Канси пользовался спиртовым уровнем для измерения воды и обнаружил ошибку в том, как его министры контролировали воду в озере Хунцзэху.

Многих в Китае поразило то, что китайский император приобрёл такие совершенные знания о западных технологиях. Но интересы Канси выходили за рамки точных наук: он стремился понять западную монархическую систему и начал систематизировать информацию о зарубежных странах и распространять её среди населения.

Он заказал перевод на маньчжурский язык европейских томов, таких как «Наука о закономерностях», «Элементы Евклида» и многие другие. Он попросил своего третьего принца Иньчжи основать музей математики, где талантливые маньчжуры и ханьцы работали бы бок о бок, занимаясь исследованиями и наблюдением математических законов и Вселенной. В своих выступлениях при дворе Канси рассказывал о естественных науках из Европы, обучая молодых принцев и девять министров астрономии, календарным системам, арифметике и технике. Выдающихся студентов направляли в астрономическое бюро, а то и вовсе отправляли осматривать королевство и составлять карты с использованием новообретённых методик.

Принятие Канси западных научных идей позволяло западным миссионерам одеваться в китайские императорские одежды при дворе и носить крест — символ христианской веры. Их усердные занятия с императором (часто уроки проходили каждый день и до ночи) принесли свои плоды, когда в 1692 году католицизм был узаконен. Учитывая религиозные распри в Европе, это было воспринято как великодушная уступка со стороны китайского императора, хотя и не обошлось без сильных недоброжелателей.

Хотя миссионеры пришли на Восток прежде всего для того, чтобы обратить восточных людей в христианскую веру, когда они прибыли в это Срединное царство, то обнаружили, что его жители уже имели собственное познание и объяснение мира. Наряду с западной географией, арифметикой и её набором научных достижений остались глубина и загадка традиционных китайских духовных учений. Была Золотая середина Конфуция и непостижимое Дао Лао-цзы. Это произвело глубокое впечатление на путешествующих миссионеров.

С Востока на Запад

Китайские учения также проникали в Европу. Первый латинский перевод «Аналектов», учения Конфуция, содержал такие слова во введении:

«Без откровения от Бога способность человеческого разума к рациональности и рассуждению никогда прежде не была столь совершенной, никогда прежде не обладала такой великолепной силой».

В XVI и XVII веках в Европе шли религиозные войны, но эта мирная, гуманистическая философия из восточной империи была воспринята с большим уважением и восхищением.

Готфрид Вильгельм Лейбниц, немец и крупнейший философ рационалистической школы, стал родоначальником китайской мысли в Европе. Однажды он написал:

«Ввиду того, насколько далеко зашло разложение морали, я считаю необходимым, чтобы китайские миссионеры были отправлены к нам обучать цели и практике естественного богословия, так же как мы посылаем к ним миссионеров наставлять их богословию Откровения».

По мнению Лейбница, более глубокое понимание философии Китая пойдёт на пользу всем. Таким образом, он систематически передавал глубокие знания конфуцианской традиции в Европу.

Возвышенные мысли китайцев привлекли внимание и французского писателя Вольтера, который однажды заявил, что китайская моральная философия — это «самая важная наука». Он говорил, что Китай — «самая мудрая и цивилизованная нация во Вселенной», а однажды прославился лирическим замечанием.

 «Если человек, будучи философом, хочет получить представление о том, что происходило на земном шаре, он должен прежде всего обратить свой взор на Восток, колыбель всех искусств, которой Запад обязан всем».

Маттео Риччи, миссионер-иезуит, был первым, кто начал раскрывать секреты нравственной культуры Китая и начал долгий процесс ознакомления с ней европейцев. Париж стал столицей изучения шинуазри, где было собрано множество переводных материалов. В 1814 году Академия наук во Франции провела курс лекций по китаеведению, и изучение Китая впервые стало официальной частью западной академической учебной программы.

Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что многие из новичков неправильно понимали то, с чем они сталкивались в китайской культуре. Но такие люди, как Лейбниц, предпринимали искренние и тщательные попытки понять китайскую философскую традицию с её уважением к воле Неба и природы. Они надеялись, что это сможет привести человечество к лучшему и более совершенному пути.

Благодаря обширному обмену между этими культурами этот период кажется великолепным. Никогда прежде великие цивилизации Востока и Запада не были так близки. Неужто судьба предопределила, что великий император Канси и король Людовик XIV исходя из своей мудрости предоставили народам обеих стран блестящий шанс совершенствоваться и улучшать себя через глубокое изучение культур друг друга? Мы оставим это на усмотрение наших читателей.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА