Что может заставить завоёванную правящую семью склониться перед своим врагом? Шарль Лебрен «Семья Дария перед Александром», около 1660 года. Версальский Дворец. (Public Domain)  | Epoch Times Россия
Что может заставить завоёванную правящую семью склониться перед своим врагом? Шарль Лебрен «Семья Дария перед Александром», около 1660 года. Версальский Дворец. (Public Domain)

Как Александр Македонский стал великим, часть 2

Три удивительных качества легендарного завоевателя
Автор: 27.11.2021 Обновлено: 27.11.2021 14:32
У Александра, казалось, было невероятное чувство связи со своими солдатами. Он прекрасно представлял себя ординарным солдатом, без капли снобистской элитарности по отношению к своим людям и их взглядам. Например, когда Александр готовился пойти в Азию и начать своё массовое завоевание Персидской империи, советники остановили его и предложили сначала произвести на свет наследника на случай, если он умрёт. Однако Александр отказался. 

Диодор пишет:

«Они советовали ему сначала произвести на свет наследника, а потом уже приступать к столь амбициозному плану, но Александр жаждал действий и был против любой отсрочки. Это было бы позором, сказал он, для того, кто был назначен Грецией командовать войском и унаследовал непобедимые силы своего отца, сидеть дома, празднуя свадьбу и ожидая рождения детей».

Это братство также означало, что когда наступало время битвы, Александр часто бросался на передовую. Он проявлял именно ту храбрость, которую, как он надеялся, проявит самый младший из солдат. Примеров тому множество, но особенно выделяется один случай, когда Александр первым взобрался на стену индийского города, который осаждали его войска. Войдя в город, он обнаружил, что со всех сторон окружён врагами.

«Индийцы не осмеливались подойти к нему, но метали копья и пускали в него стрелы издалека. Он зашатался под тяжестью их ударов, а когда македонцы подняли две лестницы и скопом навалились на них, то обе сломались, и воины рухнули обратно на землю. Так царь Александр остался один. … Когда индийцы столпились вокруг него, он стойко выдержал их нападение.

Он защищался справа деревом, которое росло рядом со стеной, а слева — самой стеной и не подпускал индийцев, проявляя такую храбрость, какую можно было ожидать от царя с его послужным списком. Он очень хотел, чтобы, даже если и последний подвиг в его жизни был в высшей степени славным. Он принял множество ударов по шлему, немало ударов по щиту. В конце концов, был поражён стрелой ниже груди и упал на одно колено».

Рана была серьёзной, но Александра удалось спасти, и впоследствии он выздоровел. Именно такое отношение к делу обеспечило абсолютную преданность его людей, когда они отваживались отправиться в земли, о которых слышали только в рассказах и легендах.

Хорошие манеры

С современной точки зрения кажется странным хвалить завоевателя за хорошие манеры. Однако на протяжении всей истории человечества войны и военные конфликты были простым фактом человеческой жизни. Поэтому, поскольку война — это данность, стоит отмечать тех, кто проявляет на войне необычайное рыцарство, вежливость, утончённость поведения и то, что мы сегодня называем хорошими манерами. Так было с Александром Македонским.

Главным соперником Александра был персидский царь Дарий III. Как только Александр победил Дария, он получил во владение всех ближайших родственников царя, в то время как сам Дарий бежал. Александр мог бы казнить их, заключить в тюрьму, сослать или низвести до уровня простолюдинов. Однако он, напротив, относился к матери Дария как к собственной и следил за тем, чтобы она и жена Дария сохранили тот же статус, что и раньше. Диодор пишет:

«Александр одарил её царскими драгоценностями и вернул ей прежнее достоинство с подобающими почестями. Он отдал всю прежнюю свиту слуг и добавил к ней ещё несколько человек, не меньших по числу. Он обещал обеспечить брак дочерей ещё более щедро, чем обещал Дарий, а мальчика воспитать как своего и оказывать ему царские почести.

…Жене Дария он сказал, что позаботится о её достоинстве, и она не будет испытывать ничего, что не соответствовало бы её прежнему счастью. Он добавил много других заверений, так что женщины разразились неудержимыми рыданиями, настолько велика была их неожиданная радость».

Говоря об этом случае, Диодор оставляет комментарий:

«В целом я бы сказал, что из многих добрых дел, совершённых Александром, нет ни одного, которое было бы более великим или более достойным записи и упоминания в истории, чем это».

Александр сдержал слово и заботился о матери Дария, которая смотрела на него как на сына и пришла в ужас, когда он умер в столь молодом возрасте. Смерть Александра так опечалила женщину, что она отказалась от еды и умерла через пять дней после его смерти.

Когда Александр всё-таки нашёл Дария, он с почётом отнёсся к его останкам и устроил ему царские похороны. Это был достойный способ, которым Александр обращался со своими собратьями по царскому роду.

Вера

Наконец, третьей определяющей характеристикой величия Александра была его вера. Её можно назвать по-разному: благочестием, верой в божественное и сверхъестественное. Во всяком случае, всегда было видно, что Александр с почтением относился к древнегреческим богам, а также к египетскому богу Амону и обращал внимание на знамения — то есть знаки с небес, передаваемые через жрецов, пророков и природные явления.

Например, перед началом своего великого завоевания Персидской империи «он принёс щедрые жертвы богам в Диуме в Македонии и устроил состязания в честь Зевса и муз… Он праздновал девять дней, называя каждый день именем одной из муз».

Когда Александр достиг пределов своего обширного похода в Индии, за персидской границей, он снова выразил своё почтение: «Сначала он воздвиг алтари двенадцати богов высотой в пятьдесят локтей каждый».

Когда чуть не утонул в реке, то вновь осознал, что его жизнь находится в руках богов, и сравнил свою судьбу с судьбой полубога Ахилла из греческой мифологии. Диодор пишет:

«Так, едва спасшись, он принёс жертву богам как прошедший через смертельную опасность, размышляя о том, что он, как и Ахилл, сразился с рекой».

Возможно, наиболее показательным является случай, когда Александр посетил храм Амона и искренне задался вопросом о своей цели в жизни, о том, предназначен ли он для завоевания мира и успешно ли наказал тех, кто стоял за убийством отца:

«Когда жрецы ввели Александра в храм, он некоторое время молился богу, а тот, кто занимал должность пророка, пожилой человек, подошёл к нему и сказал: „Радуйся, сын; прими эту форму обращения как от бога“. Александр ответил: „Я принимаю, отец; впредь я буду называться твоим сыном. Но скажи, даруешь ли ты мне правление всей землёй?“.

Жрец вошёл в священное помещение, и когда носильщики подняли бога и стали двигать его в соответствии с определёнными предписанными звуками голоса, пророк воскликнул, что бог точно исполнил его просьбу, и Александр заговорил снова: „Последний, о дух, из моих вопросов, ответь теперь, наказал ли я всех убийц моего отца или некоторые избежали меня?“».

Из этого мы видим, что Александр полностью доверял пророку, с которым не был знаком. Это предполагает большое смирение и набожность со стороны того, кто на тот момент являлся царём мира.

Последние главы жизни Александра ещё больше раскрывают веру и другие его добродетели. Об этом мы поговорим в следующий раз.

В первой части «Как Александр Македонский стал великим» рассматриваются великие деяния Александра.

Эван Мантыкучитель английского языка в Нью-Йорке и президент Общества классических поэтов.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА