Как сложилась судьба мальчика с картины Перова «Тройка»

Художник хотел заострить внимание зрителей на эксплуатации детского труда
The Epoch Times11.10.2022 Обновлено: 01.03.2023 22:13
Картина Василия Перова «Тройка», написанная в 1866 году и также известная под названием «Ученики мастеровые везут воду», стала одной из самых известных и обсуждаемых работ живописца.

На картине мы видим троих измученных детей, которые зимой на ветру везут огромную бочку с водой. Ребятишки уже выбились из сил, на их измождённых лицах читается страдание и безысходность.

В XIX веке многие бедные родители отдавали своих детей «в люди», то есть к кому-нибудь в услужение уже с 8 лет. Детей брали в мастерские, лавки, магазины, трактиры и держали «на побегушках».

Дети полностью лишались своих прав и принадлежали хозяину, который нещадно эксплуатировал их. Ребятам приходилось много работать и жить в крайне тяжёлых условиях.

О тяжёлой доле таких детей писали многие классики — Максим Горький, Антон Чехов, Александр Куприн, Леонид Андреев и другие.

Не остался равнодушным к этой острой социальной теме и художник Василий Перов. Он задумал написать картину о несчастной доле таких детей-мастеровых.

Об истории создания картины художник даже написал рассказ «Тётушка Марья».

Натурщиков для двоих детей Перов нашёл довольно быстро, а для мальчика в центре он долго не мог найти подходящий образ.

Как-то весной живописец бродил у Тверской заставы и увидел фабричных рабочих и мастеровых, которые после Пасхи возвращались из своих деревень в город на работу.

В этой разномастной толпе Перов заметил подростка с матерью, которые направлялись в Троице-Сергиеву лавру из Рязанской губернии. По пути они хотели переночевать в Москве.

Художник сразу увидел в мальчике типаж, который искал. Он попытался уговорить женщину нарисовать её ребёнка, но та отказывалась, говоря, что это плохая примета.

Из рассказа Перова «Тётушка Марья»:

«Я стал объяснять моё желание, стараясь говорить как можно проще и понятнее. Но как я ни ухитрялся, как ни разъяснял, старушка почти ничего не понимала, а только всё более и более недоверчиво на меня посматривала. Я решился тогда на последнее средство и начал уговаривать пойти со мною. На это последнее старушка согласилась. Придя в мастерскую, я показал им начатую картину и объяснил в чём дело.

Она, кажется, поняла, но тем не менее упорно отказывалась от моего предложения, ссылаясь на то, что им некогда, что это великий грех, да, кроме того, она ещё слыхала, что от этого не только чахнут люди, но даже умирают. Я по возможности старался уверить её, что это неправда, что это просто сказки, и в доказательство своих слов привёл то, что и цари, и архиереи позволяют писать с себя портреты, а св. евангелист Лука был сам живописец, что есть много людей в Москве, с которых написаны портреты, но они не чахнут и не умирают от этого».

В результате Перову всё же удалось уговорить женщину, и он принялся за работу.

Пока художник писал мальчика, тётушка Марья рассказывала ему про свою жизнь.

Оказалось, что она похоронила мужа и нескольких детей, остался у неё только сын Вася.

После того как картина была написана и представлена публике, её купил Павел Третьяков для своей галереи.

Через 4 года Перов вновь встретился с тётушкой Марьей. За это время женщина состарилась настолько, что художник её едва узнал. Старушка рассказала, что её сын Васенька год назад заболел оспой и умер. Марья не винила художника в смерти сына, но тем не менее у Перова появилось чувство вины.

Женщина также сказала, что распродала весь свой скарб и работала всю зиму, чтобы скопить денег на покупку картины с изображением сына.

Перов объяснил ей, что картина больше не его и купить её нельзя. Тогда Марья попросила хотя бы взглянуть на картину.

Перов отвёл старушку к Третьякову и тот согласился показать картину. Едва увидев «Тройку», крестьянка сразу узнала своего Васеньку. Она опустилась перед картиной на колени и простояла так несколько часов.

Художник был настолько тронут страданием тётушки Марьи, что пообещал ей написать портрет её сына. Через год он исполнил своё обещание, подарив женщине портрет Васи в золочёной раме.

В благодарность крестьянка написала Перову длинное письмо, в котором рассказала, что повесила портрет сына к образам и молится о его успокоении и о здравии художника.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА