Картина для размышления: на что смотрит женщина Вермеера?

Что таит в себе картина «Женщина, держащая весы»?
Автор: 03.12.2022 Обновлено: 03.12.2022 20:36
На прекрасной картине голландского художника Йоханнеса Яна Вермеера «Женщина, держащая весы», написанной в 1664 году, изображена женщина, стоящая возле своего стола, её лицо освещено слабым светом, проникающим в комнату. Она одета в жёлтую юбку, синее пальто из бархата, украшенное меховой опушкой, а на её голове белый головной убор. На столе стоит открытая шкатулка с нитками жемчуга и золотыми цепочками. В углу стола лежит несколько монет. Голубая ткань, изображённая на левом переднем плане, обрамляет левую часть композиции.

Женщина сосредоточенно смотрит на весы, которые держит в руке. Весы так изящно нарисованы, что почти невозможно увидеть, что она их держит. Художник сообщает нам об их важности через взгляд женщины и перспективу, которая также фокусирует внимание зрителя на объекте.

Сначала может показаться, что это всё, что есть на картине, ведь в прошлом картину называли «Женщина, взвешивающая золото», думая, что Вермеер нарисовал простую сцену из повседневной жизни, не представляющую особого интереса. Однако после более точной оценки эксперты установили, что на весах ничего нет.

Предметы, расставленные на столе, олицетворяют материальный достаток женщины. Прекрасная ткань, золото, жемчуг и монеты намекают на её высокий статус в обществе. Её одеяние указывает на то, что она может позволить себе определённый образ жизни.

Большая картина, расположенная позади неё, изображает сцены из «Судного дня» и намекает на процесс внутренней работы души. У верхнего края той же картины видна фигура с вытянутыми вперёд руками, окружённая золотым ореолом. Справа и слева центральный образ окружают другие фигуры. Внизу картины видны фигуры, поднимающие руки к освещённому образу. Вермеер поместил голову женщины среди персонажей внизу картины.

Она держит весы над предметами на столе, словно оценивая их стоимость, но весы пусты. Они кажутся почти эфемерными, как будто принадлежащими духовному миру. Это, вероятно, может означать, что женщина не пытается узнать ценность предметов, а, скорее, обращает свой взор внутрь себя, чтобы судить о себе, окружённой своими материальными вещами. Другими словами, в этой картине оцениваются не материальные предметы как хорошие или плохие, а отношение женщины к ним: её духовность и внутренний мир.

Содержание её души выражается через одежду, которую она носит. Жёлтый и синий цвета на христианских картинах часто ассоциируются с фигурами святых, таких как Мария. Белый цвет головного убора, видимо, олицетворяет чистоту души женщины, изображённой на картине. Он подчёркивается светом, проникающим через окно. Духовные усилия её души раскрываются в том, как она расположена по отношению к картине, что позади неё. Следует учитывать, что это картина судного дня, а фигуры, расположенные внизу, часто представляют собой изображения душ, пытающихся найти дорогу обратно на небеса. Женщина, вероятно, находится в состоянии духовной работы над собой. Некоторые искусствоведы утверждают, что она выглядит беременной, — возможно, она размышляет о своей судьбе или судьбе своего ребёнка.

Как и в других своих картинах, Вермеер помещает зрителя и себя, художника, в положение наблюдателя и участника интимного момента жизни женщины. Эта, казалось бы, простая сцена, благодаря изображённому моменту самоанализа, несёт в себе мощный духовный заряд.

Эрик Бесс — художник и аспирант Института докторантуры визуальных искусств (IDSVA) в Портленде, США.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА