Генерал Кадзима (Тошиюки Нисида, слева) и бригадный генерал Боннер Феллерс (Мэттью Фокс) в фильме Питера Уэббера «Император». (Kirsty Griffin/Lionsgate/Roadside Attractions) | Epoch Times Россия
Генерал Кадзима (Тошиюки Нисида, слева) и бригадный генерал Боннер Феллерс (Мэттью Фокс) в фильме Питера Уэббера «Император». (Kirsty Griffin/Lionsgate/Roadside Attractions)

Фильм «Император» — военно-историческая драма

История про то, как Америка и Япония преодолели взаимные обиды
Автор: 25.02.2022 Обновлено: 25.02.2022 14:58
Представьте, если бы граждане США считали президента Соединенных Штатов живым богом — настоящим богом, ходящим по земле. Сама концепция сбивает с толку. Но так было с императором Японии Хирохито.

Его обожествление отражало древнюю традицию почитания императоров, которые считались настолько же божественными, насколько они были людьми. Это была не только восточная традиция. То же самое происходило и с западными правителями, хотя со временем это наследие ослабло.

История

Сюжет фильма построен на истории конца Второй мировой войны. Атомные грибовидные облака зависли над Хиросимой и Нагасаки. Япония терпит поражение. Американские политики требуют выяснить, спровоцировал ли японский «бог» Хирохито (Такатаро Катаока) Перл-Харбор. Кто-то должен выяснить истину. Фильм «Император» поэтично рассказывает эту историю.

Мы знакомимся с бригадным генералом армии США Боннером Феллерсом (Мэтью Фокс), экспертом по Японии. Его босс, верховный главнокомандующий оккупационными войсками генерал Дуглас Макартур (Томми Ли Джонс) — он в генеральской фуражке, солнцезащитных очках и чрезмерно удлинённой трубкой — дает Феллерсу задание.

Феллерс должен принять тяжёлое решение. Императора Хирохито приговорили к повешению как военного преступника. Феллерс остро осознает необходимость вести дело с осторожностью, поскольку один неверный шаг или поспешное решение, уличающее императора, может спровоцировать восстание, не говоря уже об огромной, длительной и дорогостоящей оккупации. Ему дается десять дней, чтобы во всем разобраться. Всего десять дней.

Две проблемы для главного героя

В эту деликатную миссию примешиваются две не самые мелкие проблемы. Одна из них — давний роман Феллерса с японской студенткой по обмену (Эрико Хацунэ), с которой он учился в колледже. Она покинула его внезапно, не оставив даже прощальной записки. Но, знакомство с ней существенно повлияло на его военные решения: он направил бомбардировочные миссии подальше от её дома.

Вторая — генерал Рихтер (Колин Мой), злобный соперник, который намерен саботировать работу Феллерса. Воплощая жажду Америки отомстить за Перл-Харбор, Рихтер намерен добиться повешения Хирохито.

Феллерс с помощью японского переводчика и водителя, с которым он поначалу не очень хорошо обращался, приступает к допросу высокопоставленных японских военных преступников и тайно пытается найти свою любовь. На протяжении всего этого испытания созревает и расцветает человечность Феллерса. Он принимает ошеломляющее решение, которое привело к сегодняшним отношениям Америки и Японии.

Урок истории

Это захватывающий исторический рассказ в костюмах того времени, необычный образ и прекрасный урок истории. Названия Перл-Харбор и Хиросима, и имя генерала Макартура всплывают в подсознании большинства американцев, но многие никогда не слышали эту историю, и не были свидетелями драмы, лежащей в основе её развязки.

В фильме замечательно передана атмосфера тогдашней Японии: вечнозелёный бамбук, тщательно продуманные японские сады и разбомбленные мегаполисы. Зрителям показали обычай сидеть на полу и пить сакэ, и как неизменный аспект японской культуры — поклоны до земли в знак приветствия.

Есть также увлекательные разговоры о полной приверженности Японии одному набору ценностей и о том, что когда император-пацифист говорит своему народу, что он должен «вынести всё невыносимое», семь миллионов солдат беспрекословно складывают оружие в соответствии с его божественной волей.

Очень трогательны сцены, когда Феллерс требует от свирепых японских часовых встретиться лицом к лицу с принцем Фумимаро Коноэ (Масатоси Накамура). Коноэ говорит: «Вы сожгли два наших города, превратив наших детей в призраков». Он не даёт убедительных доказательств вины императора.

Пытаясь постичь менталитет японцев, Феллерс вспоминает, как попросил дядю Аи, генерала Кадзиму (Тосиюки Нисида), помочь ему со статьёй, которую он писал о японских солдатах. Кадзима тогда сказал ему, что если Соединенные Штаты и Япония начнут войну, японцы победят из чувства долга японских солдат перед императором.

Поскольку время истекает, Феллерс назначает интервью с Тейзабуро Секия (Исао Нацуяги), членом Тайного совета. Секия, как и Коноэ, не даёт никакой информации о вине императора. Вместо этого он читает стихотворение, написанное императором, во всей его японской торжественности и величии. Он кланяется. Он повторяет, что если человек понимает, что такое преданность, верность и послушание, то он понимает древний кодекс воина Японии.

Из фильма мы узнаем о том, что император вел отшельническую жизнь. Как он противостоял милитаристам. Как он держал своё слово.

Смотреть в глаза императору

Предполагая, что император невиновен, Макартур хочет встретиться с ним за чаем, хочет посмотреть ему в глаза и узнать, что он за человек. Как говорит Макартур: «Я никогда раньше не встречал императора. Не говоря уже о боге».

Существуют правила поведения при встрече с императором — богом, например, не прикасаться к императору, не смотреть ему в глаза, всегда стоять слева от него, не фотографироваться и так далее.

Большой и уверенный в себе Макартур не ведёт себя соответствующим образом. Простой, душераздирающе честный разговор между богом и человеком, в котором император Хирохито предлагает наказать себя, а не Японию, потрясает. Не менее ошеломляет и заявление Макартура о том, что он не собирается наказывать Японию или Хирохито, а хочет только обсудить вопрос о восстановлении Японии.

Чтобы увидеть, как именно Америка и Япония преодолели взаимные обиды, посмотрите этот замечательный фильм.

«Император»
Режиссер: Питер Веббер.
Главные роли: Томми Ли Джонс, Мэттью Фокс, Каори Момои, Эрико Хацунэ, Исао Нацуяги.
Хронометраж: 1 час 45 минут.
Рейтинг MPAA: PG-13.
Дата выхода: 8 марта 2013 года.
Рейтинговая ценность: 4 из 5 звезд.

Марк Джексон — старший кинокритик газеты The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА