Могла ли «К Элизе» быть написана для ученицы по классу фортепиано? Фрагмент картины Альберта Эдельфельта «За роялем», 1884 г. Гетеборгский художественный музей. (Гетеборгский художественный музей /CC BY-SA 4.0)  | Epoch Times Россия
Могла ли «К Элизе» быть написана для ученицы по классу фортепиано? Фрагмент картины Альберта Эдельфельта «За роялем», 1884 г. Гетеборгский художественный музей. (Гетеборгский художественный музей /CC BY-SA 4.0)

«К Элизе»: тайна самой популярной в мире пьесы для фортепиано

«К Элизе» — любимая фортепианная пьеса юных пианистов
Автор: 11.07.2022 Обновлено: 14.07.2022 10:39
Я собирался закрыть крышку пианино на уроке музыки в 6-м классе, когда ко мне подбежала шустрая ученица и взволнованно сказала: «Учитель, я могу сыграть „К Элизе“!» Я попросил её  сделать это, но в результате  она сыграла только знаменитые первые четыре ноты, в мире, повторяющиеся, играемые вверх и вниз в бесконечных качелях.

Я сказал, что, по-моему, это нечто большее, но она была счастлива уже от первых нот. Хотя она не особенно музыкально одарена и не является поклонницей другой музыки, кроме поп-музыки, но очарована этой маленькой классической фортепианной пьесой, написанной более 200 лет назад, как и миллионы других.

Удивительна популярность бетховенской вещицы среднего уровня (что-то вроде «безделушки» или «простого произведения»). Я могу пересчитать по пальцам одной руки количество моих начинающих учеников по игре на фортепиано, которые в какой-то момент не спросили: «Когда я смогу сыграть „К Элизе“?» По состоянию на 1 января 2020 года Google сообщал о миллионах поисковых запросов «К Элизе» каждый месяц. Его выступление на YouTube, опубликованное 14 лет назад, набрало 59 млн просмотров, а обучающий ролик на YouTube собрал 53 млн просмотров.

В чём причина её непревзойдённой популярности? Почему это произведение, а не прелюдия Шопена, или баховский менуэт, или даже первая часть «Лунной» сонаты Бетховена? Это требует некоторого изучения. Давайте обратимся к истории.

Там не так много фактов, а то, что есть, облачно. Из названия видно, что оно было написано «для Элизы», но кем она была? Оригинальная рукопись гласит: «К Элизе, 27 апреля [1810 г.] zur Erinnerung». По-английски: «Для Элизы 27 апреля в качестве напоминания», или «в память», или «на память». Мой немецкий ограничен, чтобы судить об этом.

В любом случае, эти слова, редко упоминаемые при написании произведения, указывают на прошлые отношения с «Элизой». Но какие отношения? Сразу вспоминаются две возможности: «ученический» и «романтический интерес». В 1810 году Тереза Мальфатти, 18 лет, была и тем, и другим, что делало её главным кандидатом.

Что? Я думал, мы ищем кого-то по имени «Элиз»?

Вот где становится сложно

Бетховен, видимо, мало думал о том, что через два столетия пьеса станет потрясающим клавишным «хитом». Он так и не удосужился издать её, несмотря на большой спрос на его музыку. Композитор умер в 1827 году, через 17 лет после написания «К Элизе», а произведение томилось ещё 40 лет, прежде чем его опубликовал в 1867 году музыковед Людвиг Ноль.

Он утверждал, что некая фрейлейн Бабет Бредль из Мюнхена дала ему подписанную рукопись сочинения, а Бредль, в свою очередь, утверждала, что получила рукопись от Терезы Мальфатти после её смерти в 1851 году.

В 1810 году Мальфатти была ученицей Бетховена. Композитор, как известно, влюбился в неё (одна из его наиболее распространённых практик) и предложил жениться. Она отказалась, поскольку Бетховен был старше её более, чем в два раза. У рукописи Бредль/Мальфатти не было названия, только посвящение. Фортепианное рондо (произведение, имеющее структуру А-В-А-А-С-А) показалось Нолю одной из 24 композиторских вещиц, написанных им. Поэтому он вывел её как «Багатель № 25 ля минор». Над названием он написал посвящение, как он читал в партитуре автографа: «К Элизе». И остальное уже история.

Ну, не совсем так. Некоторые предполагают, что Ноль неправильно истолковал посвящение, которое на самом деле было «К Терезе», что подтверждает теорию о том, что Тереза Мальфатти была посвящённой. (В итоге, рукопись находилась в её распоряжении на момент её смерти.) Хотя трудно понять, как любой читатель мог пропустить отличительные начальные буквы «Th», и в равной степени сложно понять, как можно было прочитать «r». как «л» и «е» как «и», это правда, что почерк Бетховена был столь же неряшливым, как и его ведение домашнего хозяйства.

Если бы мы только могли изучить оригинал рукописи с автографом.

Но он потерян!

«Для Терезы»?

Это ставит под сомнение всё предприятие. Как можно было потерять такую важную рукопись? Могла ли она быть «утеряна» намеренно, чтобы скрыть мошенничество? Современный музыковед, Лука Чианторе, даже предположил, что партитуры для автографа никогда не было, что Ноль просто слепил произведение из некоторых набросков Бетховена.

Подтверждает этот тезис любопытный факт, что Тереза Мальфатти, предполагая, что у неё действительно была партитура с автографом, сама её не опубликовала. Она баронесса, и, конечно, могла бы себе это позволить, и только представьте себе престиж, сопровождающий посмертное издание произведения Бетховена, посвящённого вам. Если бы она сделала это, мы все играли бы «К Терезе».

Копните глубже, и откроется ещё больше тайн. Был обнаружен набросок 1808 года, представляющий собой более полную версию «темы А», вступительной мелодии, первые четыре ноты которой были известны моей ученице. Сохранил ли Бетховен набросок до 1810 года, а затем добавил два других раздела?

Получается, что 1810 год не может быть положительно подтверждён как год написания произведения, хотя это лучший выбор, основанный на имеющихся исследованиях. Исследователь Бетховена Барри Купер обнаружил редакцию «К Элизе» 1822 года (если на самом деле когда-либо существовала более ранняя законченная версия), которая содержит большинство элементов известного нам произведения, но совершенно неуместно. Для десятков миллионов людей, знакомых с известной версией, редакция 1822 года покажется чрезвычайно странной. Его записал пианист Марк С. Циммер. Слушайте, если посмеете.

И победителем становится …

И всё же мы спрашиваем: кем была Элиза? Придерживаясь принятого (если не подтверждённого на 100%) 1810 года и исключая Терезу Мальфатти, потому что её звали не «Элиза», а ошибки в почерке могут объяснять только это, у нас остаётся два кандидата:

Элизабет Рёкел. В 2010 году музыковед Клаус Мартин Копиц представил доказательства романтической связи Бетховена с Рёкел, сопрано, примерно во время написания произведения. Друзья иногда называли певицу «Элиз».

Элиза Баренсфельд. В 2014 году музыковед Рита Стеблин выступила в защиту единственного кандидата, чьё имя на самом деле было «Элиз». В 1810 году Баренсфельд было 13 лет, и она жила недалеко от Бетховена в доме Иоганна Мелцеля, друга Бетховена, который позже изобрёл современный метроном. Элиза, считающаяся вундеркиндом на фортепиано, возможно, брала уроки у Бетховена. Если это так, то вполне возможно, что он написал это произведение в память о том времени, когда они были учителем и ученицей.

Лично я голосую за Элиз Баренсфельд. Мало того, что она единственная с таким именем, так ещё и «К Элизе» не кажется романтической композицией. Скорее, она носит характер портрета.

Моя интерпретация: часть А — это портрет ученицы Элизы. Она запечатлевает её молодость и свежесть. Часть B — это, возможно, произведение, предназначенное для ученицы. Когда она расстраивается, то переходит к «сердитым» 32-м нотам, завершающим часть, прежде чем вернуться к части А. Часть C — это, несомненно, сам Бетховен, улыбающийся автопортрет  его вспыльчивой репутации. После нескольких студенческих арпеджио и хроматической гаммы мы в последний раз возвращаемся к части A.

То, что «К Элизе» — это портрет ученицы без романтического ракурса, подтверждается тем фактом, что это любимая песня ученицы, а не мелодия ко Дню святого Валентина или любовная песня. Это пьеса для фортепиано. Юные пианисты слышат в ней себя и радуются. Мы должны благодарить за это Бетховена, кем бы ни была «Элиза».

Кеннет Лафав — музыкальный критик, доктор философии и искусств.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА