Воссоздание сцены из фильма «Звездные войны», в которой комические роботы R2D2 (L) и C-3PO находятся на пустынной планете Татуин со спасательной капсулой. (Уиллоу Худ/Shutterstock) | Epoch Times Россия
Воссоздание сцены из фильма «Звездные войны», в которой комические роботы R2D2 (L) и C-3PO находятся на пустынной планете Татуин со спасательной капсулой. (Уиллоу Худ/Shutterstock)

Как «Звёздные войны» вернули надежду целому поколению

Автор: 06.05.2022 Обновлено: 06.05.2022 09:33
В современную эпоху трудно представить мир без «Звёздных войн». Будь то новые фильмы, товары, кажущиеся бесконечными потоковые сериалы на Disney+, тематические парки и отели – культура наводнена артефактами космической эпопеи.

Однако всё это не случайно, ведь компания Disney приобрела франшизу у режиссёра Джорджа Лукаса в 2012 году за более чем $4 млрд и всегда была нацелена на то, чтобы переделать и «расширить» прибыльный в денежном отношении бренд для получения огромной прибыли.

Теперь, когда открылся тематический отель «Звёздных войн» – с менее чем ошеломляющими результатами – и с анонсом нового сериала «Оби-Ван», пришло время вернуться к первоисточнику и оценить, почему именно маловероятная космическая фантастика смогла затронуть коллективный дух целого поколения и стать культурным событием.

Джозеф Кэмпбелл, космические ковбои и самураи

«Звёздные войны» Лукаса вышли в прокат 25 мая 1977 года всего на 34 экранах по всей территории США (через два дня к ним добавились ещё девять). За шесть дней фильм собрал ошеломляющие $2 556 718. В течение лета вокруг квартала, окружающего кинотеатры (то есть блокбастеров) выстраивались длинные очереди в ожидании просмотра фильма.

К ноябрю «Звёздные войны» собрали более 187 миллионов долларов и обошли фильм Стивена Спилберга «Челюсти» (1975), став самым кассовым фильмом всех времён. Фильм, от которого отказались несколько крупных студий, в том числе Warner Bros и Disney, эта фантастическая эпопея Лукаса со спецэффектами стоимостью 11 миллионов долларов покорила всю страну.

Многое было написано о новаторской работе над спецэффектами и маркетинговом анализе, которым был оригинальный фильм. Многие критики отмечают, что современная тенденция продажи игрушек, которая сопровождает голливудские блокбастеры, возникла благодаря фильму Лукаса.

Это правда, что потребительские товары помогли фильму завоевать большую популярность среди зрителей, и техническую составляющую никогда не следует недооценивать; однако существует более глубокий повествовательный и культурный фактор, который действительно продвинул «Звёздные войны» в историю кино. Большая часть этого повествования включает в себя глубокое бессознательное влечение человека к определенным архетипическим персонажам, мифам и, за неимением лучшего выражения, новой надежде.

Одним из основных факторов успеха «Звёздных войн» стало то, как Лукас активно использовал понятие мономифа* и путешествия героя, описанные Джозефом Кэмпбеллом.

В своей книге «Герой с тысячью лицами» Кэмпбелл излагает основы мифа, архетипических персонажей и героев, которые выходят за рамки культур и времени, и утверждает, что:

«Не будет излишним сказать, что миф – это тайное открытие, через которое неисчерпаемые энергии космоса вливаются в человеческое культурное проявление. Религии, философии, искусства, социальные формы первобытного и исторического человека, первые открытия в науке и технике, те самые сны, которые навевают сон, рождаются из основного, волшебного кольца мифа».

Кэмпбелл утверждает, что эту форму повествовательного мифа можно найти почти во всех древних и современных текстах благодаря его способности говорить о состоянии человека. Лукас понял это и создал кинематографическое повествование, в центре которого был архетипический герой и его трансцендентная борьба против зла.

Люк (Марк Хэмилл), псевдосирота и обычный фермер, соблазняется на путешествие «волшебным» персонажем Оби-Ваном Кеноби (Алек Гиннес), который толкает его за порог в большой мир. Познав пути силы и приняв мистическое оружие джедаев, Люк становится на путь героя и противостоит всепоглощающей злой угрозе в лице Дарта Вейдера (Джеймс Эрл Джонс и Дэвид Проуз) и Галактической империи.

По пути зрители встречают других архетипических персонажей, таких как дурак (C-3PO и R2D2), суровый индивидуалист с золотым сердцем (Хан Соло), женщина в беде, но сильная и компетентная (принцесса Лея), а также тиранический отец (Дарт Вейдер).

Каждый из этих персонажей выходит за рамки времени и культуры и говорит о человеческом состоянии. Борьба маленького и несостоятельного Альянса повстанцев против подавляющей Империи – это история, которая напоминает любое эпическое повествование. Она встречается в таких историях, как Библия, «Властелин колец» и «Гарри Поттер».

Соединив основную идею путешествия героя с традициями кино, основанными на космических операх 1940-х годов, таких как «Бак Роджерс», а также самурайский эпос Акиры Куросавы «Скрытая крепость» (1958), «Звездные войны» привлекли поколение, которое желало нового и захватывающего кинематографа. В то время как Соединённые Штаты страдали от безудержной инфляции, стагнации экономики в начале 1970-х годов и только что оправились от мрачных ужасов войны во Вьетнаме, «Звёздные войны» были обнадеживающим фильмом, который действительно определил «бегство» от депрессивного мира.

Вьетнам и «Новая надежда»

Хотя «Звёздные войны» получили подзаголовок «Новая надежда» только после выхода на экраны, тон фильма был призывом к позитиву для поколения, опустошённого реальностью кризисов, войны и инертной экономики. После бурных 1960-х годов Америка вступила в период рецессии, когда города были охвачены преступностью, безработицей и ощущением культурного застоя.

Голливуд начал выпускать большое количество фильмов, в которых основное внимание уделялось антигероям и сюжетным линиям, в центре которых было ощущение упадка нравов и эрозии культуры. Фильмы «нового Голливуда», такие как «Крестный отец» и «Таксист», обнажили тёмную изнанку американского нигилизма и кажущейся безнадежности. Даже первый в истории блокбастер «Челюсти» изображает бессильного отца, который борется с невидимым ужасом, опустошающим маленькую общину Новой Англии и его семью.

В качестве альтернативы фильм Лукаса использовал более обнадеживающее повествование, которое затронуло американскую культурную психику. Борьба Люка и повстанцев против деспотичного тирана наглядно символизируется в первых кадрах, когда крошечный корабль принцессы Леи догоняет огромный Звездный разрушитель.

Для зрителей, знакомых с чрезмерно властными правительствами, бесконечной войной в Юго-Восточной Азии и будущим, которое казалось безнадежным и застойным, этот образ затронул коллективное бессознательное.

Люк – бедный фермер, который отправляется в приключение, чтобы спасти принцессу и возродить надежду в галактике. Его действия возвращают принцессу Лею к повстанцам, чтобы она могла передать секретные планы Звезды Смерти и организовать атаку на космическую станцию.

Именно в этой кульминационной битве Хан с удивлением отказывается от своего пессимистического мировоззрения и возвращается в бой, чтобы спасти Люка в тот момент, когда всё кажется потерянным. Благодаря объединению этих конкретных персонажей для борьбы с разрушительным злом, добро в конце концов побеждает зло, и восстанавливает в галактике, раздираемой тиранией и угнетением, мир и процветание.

По мере появления всё новых и новых сиквелов**, приквелов***, сериалов, отелей, кукол Baby Yoda и видеоигр полезно помнить о силе исходного материала. Если бы не авантюра Лукаса с повествованием, которое казалось необычным и обречённым на провал, и не поколение, желающее надежды и позитива в кино, «Звёздные войны» не произвели бы такого эффекта.

Несмотря на то что последние части франшизы далеки от первоначального тона и замысла, все ещё можно наслаждаться шедевром 1977 года самостоятельно и помнить, почему маловероятная космическая фантазия смогла поразить воображение целого поколения и стать культурным событием.

Дастин Фишерписатель и преподаватель. Он написал множество статей о кино и популярной культуре, а также выступал с лекциями и презентациями в университетах США и Великобритании. В настоящее время он преподает в Государственном колледже Эдисона и одновременно защищает докторскую диссертацию по киноведению и американской литературе в Университете Цинциннати.

__________________________

*мономиф – это идея, что у всех мифов есть единая структура сюжета.
**сиквел – это продолжение по сюжету
***приквел – это событие происходящие ранее созданного произведения

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА