Мы предлагаем вам послушать Cum Sancto Spiritu — версию Баха заключительных слов Gloria из Мессы си минор. Эта часть продолжительностью всего четыре минуты открывает дверь в бесконечность.
Гений

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) был не просто великим композитором в истории западного музыкального искусства, он был её вершиной, композитором, который взял всё, что было до него, каждую исполнительскую технику и каждую возможность мажорно-минорной тональности, собрал все эти элементы воедино и создал музыкальный язык, который подпитывал как его собственное, необъятное море музыкальных произведений, так и будущие столетия шедевров других композиторов.
Лютеранская церковь была музыкальным якорем Баха. С 1723 года и до своей смерти 27 лет спустя Бах служил хормейстером церкви Святого Фомы в Лейпциге, Германия. Эта должность включала руководство музыкальными отделами в четырёх различных церквях города. Он также преподавал латынь и музыку в школе Святого Фомы.
Несмотря на плотный график, Бах сочинил около 300 кантат (сохранилось 200) для воскресной службы, десятки инструментальных произведений для студентов и светской публики и три крупных духовных хоровых произведения: «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», и Мессу си минор.
Месса си минор

По размаху и мастерству исполнения Месса си минор представляет собой итог духовной музыки Баха, что несколько загадочно, учитывая его лютеранство. Обряд римско-католической мессы состоит из пяти частей, но лютеранская церковь признавала только первые две: Kyrie и Gloria.
Бах написал эти две мессы для хора и оркестра в 1733 году, после смерти Августа Сильного, курфюрста Саксонии и суверена Баха, посвятив их сыну и преемнику Августа, Фридриху Августу II. Эта часть — заключительная часть произведения, иногда называемая «короткой мессой».
Ближе к концу жизни по неизвестной причине Бах сочинил обработки оставшихся разделов: Credo, Sanctus/Benedictus и Agnus Dei, объединив их с более ранними Kyrie и Gloria, чтобы получилась полноценная месса для огромного хорового и инструментального состава общей продолжительностью почти два часа.
Полный текст предлагаемой нами подборки: «Со Святым Духом во славе Бога Отца, аминь». Эти слова завершают Gloria — раздел мессы, посвящённый прославлению дел Божьих.
Наш фрагмент следует без паузы за предыдущей частью мессы. В закрученном трёхдольном ритме, в ярком ре мажоре расширенный хор (две партии сопрано вместо одной) и оркестр с обилием деревянных духовых инструментов представляют устремлённый ввысь мотив, который повторяется в различных формах на протяжении всего произведения. Залпы блестящих труб завершают первую часть, за которой сразу же следует фуговая трактовка мотива.
Бах был величайшим мастером фуги всех времён, и здесь он использует своё мастерство, чтобы ввести каждый голос отдельно, имитируя их, пока все пять не создадут гипнотизирующий звуковой гобелен. Расширенный мотив начинает свой последний рывок к финалу, который ощущается как начало.
Послушайте эту часть мессы в исполнении Филадельфийского оркестра под управлением Юджина Орманди и хора Университета Темпл здесь.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram