Путь к романтизму Франца Шуберта

Замечательная музыка Шуберта до конца не изучена
Автор: 02.10.2022 Обновлено: 26.02.2024 20:16
История австрийского композитора Франца Шуберта (1797–1828) — одна из самых трагичных в классической музыке. Историки считают его творчество во всех отношениях равным творчеству Моцарта, Баха и Бетховена. За исключением нескольких композиторов того времени (Шумана, Листа и Брамса), которые нашли и отстаивали его сочинения, гениальность Шуберта не была замечена.

Это, несомненно, было связано с тем, что Шуберт умер в возрасте 31 года, через восемь месяцев после своего первого и единственного публичного выступления в 1828 году. Только после его смерти обнаружили эту огромную музыкальную сокровищницу. Конечно, к тому времени Шуберта уже не было, чтобы получить заслуженное признание.

То, что работа продолжает жить, — свидетельство его гениальности. Первый формальный учитель музыки Шуберта, Майкл Хольцер, органист и хормейстер Лихтентальской приходской церкви, заметил, что ему нечему научить ребёнка, поэтому молча и удивлённо смотрел на него.

Сегодня для слушателей это не трагедия. Мы до сих пор изучаем его замечательную музыку. Однако интересно, как бы чувствовал себя Шуберт, если бы знал, сколько сердец затронет его музыка.

Фантазия «Странник»

Путь к романтизму Франца Шуберта

Портрет Франца Шуберта, 1846 год, работы Йозефа Крихубера. (Всеобщее достояние)

Я настоящий поклонник фортепианных сонат. С сольным фортепиано негде спрятаться. Без прикрытия оркестра детали каждой части — мелодии, контрапункта, гармонии и ритма — раскрываются полностью. Таким образом раскрывается гениальность произведения, а также личность композитора. Каждая нота — ключ к разгадке автора.

Шуберт, застенчивый и замкнутый мужчина, был полон озорства, тайны и удивления. Его сонаты для фортепиано — невероятный вклад в наше наследие, они раскрывают его безграничные внутренние эмоции. Здесь достаточно вежливого барочного веселья, но при детальном рассмотрении в сонатах Шуберта обнаруживается чутко выраженная романтика, пафос и тоска.

Фантазия до мажор, соч. 15, более известная как фантазия «Странник», была написана для соло-фортепиано в 1822 году и является одним из самых известных и часто исполняемых произведений Шуберта. Оно считается одним из величайших произведений во всём фортепианном репертуаре. Эта четырёхчастная фантазия связана объединяющей темой, где каждая часть перетекает в следующую, начиная с вариации вступительной фразы из предыдущей композиции «Der Wanderer». Эта ложь (поэма, положенная на музыку) была первоначально написана в 1816 году для фортепиано и голоса, слова и название взяты из стихотворения Георга Филиппа Шмидта фон Любека.

Фантазия «Странник» считается его самой сложной работой: цитируется, что он едва ли может играть сам. Сочинённая в эпоху постпросвещения, фантазия намекает на начало смены вкусов — сложности, смысла поиска и самого его современного времени. Музыкально это невероятно, как культурный ориентир, она очень притягательна.

В песне странник ищет далёкий рай, но не находит его среди людей: «Где ты, земля милая? Искал, вспоминал, но никогда не узнал. …» В поисках счастья странник спрашивает: «Где?», и призрачное дыхание отвечает: «Твоё счастье там, где нет тебя».

Фантазия «Странник» оторвалась от классической формы тем, что была создана для исполнения без перерыва между движениями. И виртуозность, и структура очаровали других композиторов эпохи романтизма, особенно венгерского композитора Франца Листа, который переписал её для фортепиано с оркестром. Отредактировав оригинальную партитуру Шуберта, Лист переделал финальную часть и добавил в фантазию альтернативные пассажи.

Поэтическая музыка

Путь к романтизму Франца Шуберта

Иллюстрация к поэме Иоганна Вольфганга фон Гёте «Erlkönig» (в переводе «Король фей»), 1849 г., автор Мориц фон Швинд. Narodni Galerie Praha, Прага. (Всеобщее достояние)

Для исследования есть более 900 произведений Шуберта, начиная от традиционных венских вальсов, таких как мечтательный пейзаж «Серенада» для полного оркестра, альта и виолончели, до его поэтического лидера. «Erlkönig» (в переводе «Король фей») — одно из наиболее выдающихся произведений Шуберта. По мотивам одноимённой поэмы Иоганна Вольфганга фон Гёте, это драматическое и сложное сочинение считается шедевром эпохи раннего романтизма.

Рассказывается лживая история отца, который мчится домой верхом на лошади, держа на руках беспокойного заболевшего сына. По мере развития сюжета у ребёнка появляются «галлюцинации» злобного духа Эрлкинга (олицетворения смерти), который пытается заманить мальчика. На лесной дороге испуганный отец старается успокоить ребёнка, определяя сверхъестественные переживания простыми естественными причинами: полосу тумана, шелест листьев и мерцающие ивы. По возвращении домой отец обнаруживает сына мёртвым.

Шуберту было всего 18 лет, когда он создал эту театральную композицию в 1815 году. В песне, написанной для вокала и аккомпанемента фортепиано, представлены четыре персонажа: рассказчик, отец, сын и Эрлкинг, которые исполняются одним вокалистом. Все персонажи поются в миноре, кроме Erlking, чей характер исполняется в мажоре.

Также слышно драматическое исполнение фортепиано, которое позже сопровождало многие из первых чёрно-белых мелодрам. Оно имитирует цокот лошадиных копыт с отчётливым тройным пассажем и лейтмотивом баса (повторяющаяся музыкальная тема).

«Смерть и Дева»

Путь к романтизму Франца Шуберта

«Кающаяся Мария Магдалина» Карло Дольчи. Национальный музей изящных искусств, Стокгольм. (Всеобщее достояние)

Струнный квартет № 14, также известный как «Смерть и дева», был написан в 1824 году после того, как Шуберт узнал о своей скорой смерти. Квартет был вдохновлён одной из его более ранних песен с одноимённым названием и изначально основывался на стихотворении немецкого поэта Матиаса Клавдия. Тема квартета — смертный приговор об ужасе смерти и обнадёживающем предвкушении утешения и покоя, последующими за этим. В диалоге девы со смертью юная женщина в страхе отбрасывает смерть, взывая:

«Уходи, костлявый дикарь! Я ещё молода, уходи!

Стих, спетый «Смертью» во лжи Шуберта, гласит:

«Дай мне твою руку, прекрасное и нежное создание;
Я подруга и пришла не наказать тебя.
Радуйся! Я не дикарь,
Ты нежно будешь спать на моих руках».

Несмотря на болезнь и депрессию Шуберта, он продолжал писать мелодичную, лёгкую музыку, вызывающую тепло и уют. Струнный квартет № 14 впервые был сыгран в частном порядке в 1826 году и не публиковался до 1831 года, через три года после его смерти.

«Неоконченная симфония»

Путь к романтизму Франца Шуберта

Третья часть из „Неоконченной симфонии“ Франца Шуберта. (Всеобщее достояние)

Чтобы найти время для написания Фантазии «Странник» для богатого мецената Карла Эмануэля Либенберга фон Зиттина, Шуберт перестал писать ставшую впоследствии известной «Неоконченную симфонию». К сожалению, она так и осталась незавершённой, а фантазия «Странник» не исполнялась публично до 1832 года, долго после смерти композитора.

Если и были какие-то сомнения в чистой эмоциональности Шуберта, то драма «Неоконченная симфония», известная также как Симфония № 8, быстро развеет все сомнения. Хотя в симфонии нет финала, который завершал бы музыкальную форму, в другом смысле его не недостает.

Незавершенную Симфонию № 8 из-за лирического прорыва драматической структуры часто называют самой первой романтической симфонией, закрепившей за Шубертом место в анналах музыкальной истории. Смелый симфонический размах музыки Шуберта, а также её драматическая сила и эмоциональное напряжение прославляют его как «романтика», оказавшего влияние на следующую группу музыкальных легенд, таких как Ференц Лист и Ричард Штраус.

Легко понять, почему его творчество ставится в один ряд с произведениями Моцарта, Баха или Бетховена. Композиции Шуберта до сих пор открывают для себя зрители, которые ценят их глубину и эмоциональное выражение. Я хочу, чтобы он знал, что мы не забыли его имя даже через 200 лет.

Пит МакГрейн — профессиональный сценарист, режиссёр и композитор, наиболее известный благодаря фильму „Этос“, в котором снялся Вуди Харрельсон. Живя в настоящее время в Лос-Анджелесе, Пит родом из Дублина, Ирландия, где он учился в Тринити-колледже.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА