1429 г. — Жанна д’Арк ведёт воинов в битве за Тур. (Фото: Hulton Archive / Getty Images) | Epoch Times Россия
1429 г. — Жанна д’Арк ведёт воинов в битве за Тур. (Фото: Hulton Archive / Getty Images)

Следуй за ней: Жанна д’Арк

Как тысячи мужчин-воинов согласились идти на войну за одной женщиной
Автор: 21.06.2022 Обновлено: 21.06.2022 16:49
Трое мёртвых, святых, шептали призывы на ухо Жанны д’Арк, французской девушке, жившей в начале XV века.

Первым был ангел Михаил, который по христианскому преданию огненным мечом изгнал с неба Адама и Еву и был главным ангелом в силах Божьих в борьбе с сатаной. Вторым святым была Екатерина, святая мученица из рода царицы Клеопатры, которую пытали в то время, когда христиан преследовали римские императоры. Третьим была святая Маргарита, принцесса Англии, которая бежала в Шотландию после завоевания Англии норманнами (захватчиками скандинавского происхождения), а позже вышла замуж за короля Шотландии и стала королевой Шотландии.

Трое святых олицетворяли то, чем была Д’Арк. Первый, Михаил, обладал сверхъестественной воинской мощью, Екатерина обладала особым мужеством рода святой мученицы, а Маргарита была религиозной королевой и антианглийской до мозга костей.

«Д’Арк называла их “мои советники”, как будто они были её официальными советниками», — пишет Рональд Коллинз, бывший профессор социологии Пенсильванского университета и бывший председатель Американского общества социологов, изучавшего историю Д’Арк.

В 18 лет д’Арк возглавила армию короля Франции Карла VII и сумела переломить затянувшуюся войну между Францией и Англией. Одни называли её в прошлом и настоящем ведьмой, сумасшедшей и психически больной, а некоторые называли её героем, гением и женщиной, опередившей своё время.

Спустя почти 600 лет после того, как она была предана костру по обвинению в колдовстве (1431 г.), и папа снял с неё все обвинения (1456 г.), она продолжает интриговать и разжигать воображение. Как простой деревенской девушке удалось оказать такое сильное влияние на короля? Как ей удалось убедить людей из всех слоев общества (дворян, солдат и крестьян) пойти за ней на безнадежную войну? Десятки исследовательских книг, статей и популярных книг, написанных о ней, пьес, опер, фильмов, популярных песен и компьютерных игр пытались расшифровать её характер и творчество, и все же ответы были частичными.

Редкая способность влиять

История жизни Д’Арк уходит своими корнями в борьбу за контроль над Францией. Военные события, которые происходили в периодических войнах между Францией и Англией, теперь известны как «Столетняя война» (1453 – 1337 гг.). Д’Арк родилась в 1412 году, когда англичане уже оккупировали значительные части Франции и вместе с союзниками помешали королю Франции Карлу VII унаследовать престол со смертью его отца в 1422 году.

Она была младшей в семье из пяти братьев, живших в маленькой деревушке Домреми на северо-востоке Франции, между полями сражений Англии с Францией. Её отец был успешным фермером, который вел дела с местными дворянами и юристами.

В раннем детстве Жанна иногда со своим братом помогала в сельскохозяйственных работах, присоединялась к матери для частых посещений ближайшей церкви. С раннего возраста она делилась с окружающими своим сильным и нетипичным стремлением быть солдатом. Отец пригрозил утопить её в реке, если она присоединится к солдатам, печально известным грабежами, убийствами и разрушениями, которые они всегда оставляли после себя.

В возрасте 13 лет Д’Арк начала рассказывать, что слышала голоса святых, передавших ей послания от Бога и призывавшие её выйти и помочь низложенному королю Франции Карлу VII вернуться и захватить трон. В те дни было довольно распространенным явлением, когда люди говорили, что видели видения и слышали их голоса. Д’Арк была особенной в этой области по двум причинам: она была девушкой, которая хотела стать воином, и она сочетала свои религиозные взгляды с политическими посылами в то время, когда Франция находилась в глубоком кризисе.

В 17 лет она сказала родителям, что хочет выйти и выполнить свою миссию. По словам профессора Коллинза, изучавшего историю Жанны, родители пытались отговорить её от этого. Они привели молодого человека, предъявившего документ, в котором говорилось об обещании того, что она выйдет за него замуж. Уже тогда способность убеждения Д’Арк стала очевидной. Она предстала перед пастором и убедила его аннулировать документ.

Убеждение пастора было первым шагом в ряде убеждений, через который она прошла на пути к достижению своей цели. Прежде всего она искала того, кто бы мог познакомить её с королем, находящимся в изгнании в городе Шинин на берегу реки Луары, когда Париж находился под властью Англии. Отец отказался сотрудничать с Жанной, и она уговорила своего дядю сопровождать её к местному военачальнику.

Военачальник выслушал её рассказ и с позором отправил домой. Но Д’Арк не сдалась и снова вернулась к нему через несколько месяцев.

На этот раз она убедила его в том, что показалось ему чудом: она рассказала ему о поражении французских войск, пытавшихся в то время отвоевать город Орлеан у англичан, прежде чем он сам узнал об этом поражении (февраль 1429 г.) . Он увидел в этом знании способность Д’Арк предсказывать будущее и дал ей доспехи, лошадь, небольшой военный эскорт и рекомендательный документ для важного герцога при королевском дворе.

Воодушевленная своей миссией Д’Арк отправилась к королевскому двору и на пути останавливалась в каждой церкви для долгой молитвы. Она рассказывала всем присутствующим о своих видениях с большим волнением и плачем. Когда она наконец встретилась с герцогом, он тоже был впечатлен ею и решил привести Жанну к королю.

Согласно рассказам того периода, которые трудно проверить, услышав о способностях Д’Арк , король захотел её испытать. Он оделся как один из сопровождающих и встал между ними, чтобы посмотреть, узнает ли его молодая женщина, которая никогда его раньше не видела. Д’Арк прошла испытание.

На этой встрече произошло ещё одно чрезвычайное событие: один из солдат громко обругал Д’Арк и бросил ей грубое замечание. Она взглянула на него и только ответила:

«Жаль, что ты оскверняешь имя Божие перед тем, как скоро умрёшь».

Солдат действительно упал через несколько дней в реку со своими доспехами и утонул.

Несмотря на это король Франции все ещё не был убежден в способностях Д’Арк, а его советники и придворные расходились во мнениях относительно девушки. Её решили отправить в город Пуатье для перекрестного допроса рядом высокопоставленных священнослужителей.

Когда её попросили предъявить знамение чуда, которое доказывало бы её исключительность, она ответила:

«Моим знамением будет снятие осады с города Орлеана. Дайте мне воинов, и я пойду в бой».

Полная уверенности она не боялась власть имущих. Она была неграмотной, как и большинство женщин, в том числе аристократок, в этот период.

«Она попросила принести бумагу и чернила и продиктовала послание английскому командующему: «Я приказываю вам во имя царства небесного вернуться в Англию». «Её спокойный и уверенный тон, ни гневный, ни провокационный, просто способствующий её миссии, убедил духовенство, и они написали её послание», — пишет Коллинз [5].

Теперь убедился и король. Он дал ей лошадь, доспехи и меч с пятью крестами (который, как утверждала д’Арк, был зарыт под алтарем в церкви Святой Екатерины, и армия действительно нашла его там).

Кроме того, она попросила нарисовать для неё особый флаг, точные описания которого в различных источниках разнятся, но во всех есть белый флаг с цветами ириса (fleur de lis), символа Царства Франции, слова «Иисус» и «Мария», а с другой стороны — изображение Святой Марии. Д’Арк неоднократно говорила королю, что её участие в войне против англичан приведёт к его коронации в городе Реймсе — священном городе, где ранее короновались короли Франции.

Вселяла мужество воинам и сеяла страх в сердцах врагов

На пути Д’Арк от королевского двора к своей первой битве за осаждённый город Орлеан её имя уже разнеслось повсюду, и ей не составило труда набрать войско для участия в военных действиях, в дополнение к армии, которую подарил ей король, – как пишет военный историк Келли Деврис (Kelly Devries) в своей книге «Жанна д’Арк» (1999 г.) [6]. Солдаты были очень впечатлены толпами людей, ожидавших её на обочине дороги и приветствовавших её, – объясняет Деврис (Kelly Devries), – и многие другие солдаты присоединились к ней. Несмотря на то что Жанна была женщиной, свидетельства того периода говорят о сильном впечатлении о ней:

«Она была похожа на святую».

На пути к освобождению города Орлеан, по словам Девриса, к ней присоединилось ещё около 10 000 солдат.

Где бы она ни останавливалась, пишет Коллинз, её приветствовали люди из самых разных слоев общества:

«Среди них были и те, кто не доверял ей, и политические соперники, но они убедились в её уникальности. Она мало рассказывала им о своих видениях, но они были впечатлены её простотой и смирением. Она умиляла всех до слез. Она выглядела так, как вы могли бы представить себе святую».

Как командующая армией она изменила атмосферу и кодекс поведения. Армия состояла из огромной смеси профессиональных солдат, дворян, которые время от времени обменивались лояльностью, из торговцев, пытавшихся пробиться сквозь политический хаос, и крестьян, которые искали добычу между ранеными и мёртвыми.

Она притягивала крестьян своими религиозными убеждениями. Жанна потребовала, чтобы профессиональные солдаты перестали ругаться матом и воздерживались от алкоголя и секса, которые были доступны в пути.

«Сосредоточив внимание на миссии и самодисциплине, ей удалось сделать некоторые батальоны более смелыми и более готовыми к проведению атак, чего предыдущие командиры не смогли добиться», — пишет Коллинз.

29 апреля 1429 года д’Арк и её армия столкнулись с английскими позициями, осаждавшими город Орлеан. Д’Арк ездила на лошади вдоль городских стен, демонстрируя своё присутствие. На следующий день она встала во главе войска, высоко подняв знамя с изображением ириса, полученное ею от короля. Армия шла за ней, а некоторые окружили её, чтобы защитить.

«В то время армии побеждали или проигрывали не только из-за физического шока от столкновения с вражеской армией. Это был психологический шок, который вызывал потери в бою. Д’Арк поддерживала эмоциональное и психологическое превосходство, которые сломали вражеские линии», — объясняет Коллинз.

Даже когда Жанна была ранена стрелой (копьём), застрявшим в плече, она продолжала отдавать приказы. Однако её тоже потрясли ужасы войны.

Согласно рассказам того периода, в первый день битвы она оплакивала всех мертвых, как французов, так и англичан.

К 9 мая французской армии удалось отбить английские войска и снять осаду с города.

«Очевидно, что это была победа благодаря её харизме. После победы она приобрела среди солдат мистический статус. «Д’Арк со своим флагом не только вселяла мужество в свою армию, но и вызывала страх в сердцах врагов», — пишет военный историк Скотт Мэннинг (Scott Manning).

В сражении в городе Монпелье (Montpellier), например, д’Арк скакала туда-сюда перед английскими позициями, чтобы спровоцировать их выйти на открытое поле, но их командир не отдавал приказа атаковать, «потому что боялся, что его армия деморализуется от вида флага д’Арк».

Вдохновение для поколений

В июне того же года д’Арк освободила от англичан город Патай (Patay), а в июле 1429 года Карл VII был коронован королем в соборе города Реймса, как и обещала д’Арк.

Психологическое сдерживание Д’Арк набирало силу, и к сентябрю того же года англичане сдались без боя более чем в 30 других городах.

«Нет никаких сомнений в том, что флаг Д’Арка вызывал страх в сердцах англичан, но у них была и другая причина для страха, — пишет Мэннинг. – Перед тем, как д’Арк отправилась в своё первое сражение, она отправила письмо англичанам с требованием сдаться и покинуть все французские города. Все, кто не подчинится, будут убиты. И это были не пустые слова. К июлю французская армия убила 3500 англичан, и слухи об этом распространились по всей Франции».

Волна побед д’Арк прервалась через год, когда она и её армия начали нести потери. В мае 1430 года она была захвачена под Парижем людьми герцога Бургундского, который был союзником англичан, и передал её англичанам. Через несколько месяцев её передали инквизиции и 30 мая 1431 года сожгли на костре. Почти через 500 лет после её смерти, в 1920 году, она была канонизирована церковью.

Действительно ли Д’Арк изменила характер войны между Францией и Англией? Один из возможных ответов – нет, поскольку война между Францией и Англией продолжалась ещё 22 года после того, как Д’Арк была сожжена на костре. Но почему она до сих пор так известна и вдохновляет?

Частичный ответ на это даёт военный историк Дворис в своей книге:

«Репутация Д’Арк проистекала из её военных способностей, из умения вести людей в битвах вопреки всему и перед лицом возможной смерти. Это было её самым большим влиянием в то время. Вскоре после её смерти командующие армией, как те, кто сражался в её рядах, так и те, кто никогда не был в её рядах, начали применять подобную ей тактику. Её метод прямой атаки за победу в бою доставался дорогой ценой, но в долгосрочной перспективе она оказалась более эффективной, чем другие тактики освобождения от английского владычества, и в конечном итоге понесла меньшие потери».

Возможно, к этому можно добавить мужество, решительность, уверенность и веру в свою миссию, которые продолжают вдохновлять и по сей день.

_______________________

1. Рэндалл Коллинз, председатель Американского общества социологов.

2. Рэндалл Коллинз, председатель Американского общества социологов.

3. Из дошедших до наших дней протоколов двух судебных процессов над Д’Арк (до её казни и после её смерти).

4. Согласно исследования Рэндалла Коллинза, председателя Американского общества социологов.

5. Согласно исследования Рэндалла Коллинза, председателя Американского общества социологов.

6. Joan of Arc: A Military Leader, October 2011

7. Joan of Arc’s Military Successes and Failures, Scott Manning, January 2010

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА