Вера Комиссаржевская. Фото: liveinternet.ru | Epoch Times Россия
Вера Комиссаржевская. Фото: liveinternet.ru

Вера Комиссаржевская — «чайка» русского театра

«Я жила душою Чайки… Быть Чайкой мне — радость»
The Epoch Times07.11.2021 Обновлено: 08.11.2021 08:03
Вера Комиссаржевская родилась 8 ноября 1864 года по новому календарю в семье певца Мариинского театра Фёдора Комиссаржевского и его жены Марии Николаевны.

Окружённая людьми искусства с детства, Вера увлеклась литературой и музыкой всерьёз, а театром — играючи. К моменту её рождения уже было отменено крепостное право, и с каждым годом всё сильнее и сильнее появлялись новаторские, революционные, прогрессивные настроения.

Вера выходит на любительскую сцену, играя роль Зины в спектакле «Горящие письма» по пьесе П. П. Гнедича.

Удачный дебют открыл девушке возможность задуматься о театре серьёзно, а поспешное замужество, предательство мужа и развод подтолкнули её к выбору стать профессиональной актрисой.

Искусство стало для молодой женщины смыслом существования и помогло ей заглушить душевную боль.

Начало профессиональной актёрской деятельности

На профессиональную сцену Комиссаржевская вступила, будучи достаточно сформировавшейся личностью в 29-летнем возрасте. Отец ушёл из дома, на попечении Веры остались мама и младшая сестра.

Театр в Новочеркасске предложил ей неплохое жалование, так началась её карьера. Первой ролью Комиссаржевской на профессиональной сцене была Альма в пьесе Г. Зудермана «Честь».

Шёл 1893 год. Театральное искусство было необыкновенно востребованным. Театры ставили по несколько новых спектаклей в неделю. За свой первый сезон в Новочеркасском театре Комиссаржевская сыграла 58 ролей. Для современного актёра такое количество ролей возможно осилить за десяток лет, не меньше.

В статье «Театральные заметки» от 10 февраля 1894 годы говорилось:

«Личность артистки даёт всегда окраску исполняемой роли. Это, несомненно, недостаток, но у г-жи Комиссаржевской это скорее достоинство, потому что в её игре отражаются характерные черты её изящной и чуткой натуры, её тонкого и наблюдательного ума».

Чуткость, тонкость ума, наблюдательность — главные черты великой актрисы. В 1896 осуществляется мечта Комиссаржевской о большой сцене, её приглашает Александринский театр. Она сыграла множество ролей, среди которых Лариса в «Бесприданнице», Маргарита в «Фаусте», Варя в «Дикарке».

Актрису по достоинству оценила и полюбила публика. Но самое главное событие, которое произошло в Александринском театре, это знакомство с Чеховым. Антон Павлович скажет: «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Фёдоровна… Чудесная актриса».

Знакомство с Чеховым и его «Чайкой»

Комиссаржевская вспоминает: «Мне роль Чайки принесли за несколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла “Чайку“ в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила “Чайку“, и была она моей — я жила душою Чайки… Быть Чайкой мне — радость».

Роль Нины Заречной в чеховской «Чайке» стала для Веры Комиссаржевской звёздной. Актрису стали называть «Чайкой русской сцены».

«Я вспоминаю её лёгкую, быструю фигурку в полумраке театральных коридоров, её печальные и смеющиеся глаза, требовательные и увлекательные речи. Она была вся мятеж и вся весна…» — пишет о своей современнице Александр Блок.

Создание нового театра

Веру Комиссаржевскую захватила общественная жизнь России начала ХХ века. Она оставляет Александринский театр и начинает гастролировать по провинции. У великой актрисы не менее великая цель — создание своего театра, где она сможет играть не то, что предложат, а то, к чему тянет душа. С 1902 по 1904 год актриса гастролирует, собирая средства и формируя репертуар для нового театра.

Открытие нового театра состоялось в Петербурге 15 сентября 1904 года в помещении Пассажа. Первым спектаклем стала пьеса Горького «Дачники». Спектакль прошёл с огромным успехом.

Но революционные события 1905 года внесли в театральную жизнь цензуру, она была строгой, разрешалось ставить только развлекательные пьесы. Комиссаржевскую не останавливает цензура, она устраивает поэтические вечера, где звучат стихи великих поэтов Серебряного века: Сологуба, Брюсова, Белого, Блока и других.

Последние гастроли

В начале 1908 года Вера Комиссаржевская едет на гастроли в Америку, которые усугубили плохое материальное положение труппы.

С 1909 по 1910 год Комиссаржевская отправляется в большую гастрольную поездку по Сибири, Дальнему Востоку, Кавказу, Средней Азии.

Великая актриса стремилась создать школу искусств, чтобы воспитывать новое поколение актёров, режиссёров, драматургов.

Но пришла беда — эпидемия оспы. Заболело несколько актёров труппы и сама Комиссаржевская.

В последний раз она вышла на сцену в спектакле «Бой бабочек», поставленном именно по той пьесе, в которой она блестяще дебютировала на сцене Александринского театра.

10 февраля 1910 года Вера Фёдоровна умерла. Ей было всего 45 лет.

 

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА