Вера Комиссаржевская. Фото: liveinternet.ru | Epoch Times Россия
Вера Комиссаржевская. Фото: liveinternet.ru

Вера Комиссаржевская — «чайка» русского театра

«Я жила душою Чайки… Быть Чайкой мне — радость»
The Epoch Times07.11.2021 Обновлено: 08.11.2021 08:03
Вера Комиссаржевская родилась 8 ноября 1864 года по новому календарю в семье певца Мариинского театра Фёдора Комиссаржевского и его жены Марии Николаевны.

Окружённая людьми искусства с детства, Вера увлеклась литературой и музыкой всерьёз, а театром — играючи. К моменту её рождения уже было отменено крепостное право, и с каждым годом всё сильнее и сильнее появлялись новаторские, революционные, прогрессивные настроения.

Вера выходит на любительскую сцену, играя роль Зины в спектакле «Горящие письма» по пьесе П. П. Гнедича.

Удачный дебют открыл девушке возможность задуматься о театре серьёзно, а поспешное замужество, предательство мужа и развод подтолкнули её к выбору стать профессиональной актрисой.

Искусство стало для молодой женщины смыслом существования и помогло ей заглушить душевную боль.

Начало профессиональной актёрской деятельности

На профессиональную сцену Комиссаржевская вступила, будучи достаточно сформировавшейся личностью в 29-летнем возрасте. Отец ушёл из дома, на попечении Веры остались мама и младшая сестра.

Театр в Новочеркасске предложил ей неплохое жалование, так началась её карьера. Первой ролью Комиссаржевской на профессиональной сцене была Альма в пьесе Г. Зудермана «Честь».

Шёл 1893 год. Театральное искусство было необыкновенно востребованным. Театры ставили по несколько новых спектаклей в неделю. За свой первый сезон в Новочеркасском театре Комиссаржевская сыграла 58 ролей. Для современного актёра такое количество ролей возможно осилить за десяток лет, не меньше.

В статье «Театральные заметки» от 10 февраля 1894 годы говорилось:

«Личность артистки даёт всегда окраску исполняемой роли. Это, несомненно, недостаток, но у г-жи Комиссаржевской это скорее достоинство, потому что в её игре отражаются характерные черты её изящной и чуткой натуры, её тонкого и наблюдательного ума».

Чуткость, тонкость ума, наблюдательность — главные черты великой актрисы. В 1896 осуществляется мечта Комиссаржевской о большой сцене, её приглашает Александринский театр. Она сыграла множество ролей, среди которых Лариса в «Бесприданнице», Маргарита в «Фаусте», Варя в «Дикарке».

Актрису по достоинству оценила и полюбила публика. Но самое главное событие, которое произошло в Александринском театре, это знакомство с Чеховым. Антон Павлович скажет: «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Фёдоровна… Чудесная актриса».

Знакомство с Чеховым и его «Чайкой»

Комиссаржевская вспоминает: «Мне роль Чайки принесли за несколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла “Чайку“ в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила “Чайку“, и была она моей — я жила душою Чайки… Быть Чайкой мне — радость».

Роль Нины Заречной в чеховской «Чайке» стала для Веры Комиссаржевской звёздной. Актрису стали называть «Чайкой русской сцены».

«Я вспоминаю её лёгкую, быструю фигурку в полумраке театральных коридоров, её печальные и смеющиеся глаза, требовательные и увлекательные речи. Она была вся мятеж и вся весна…» — пишет о своей современнице Александр Блок.

Создание нового театра

Веру Комиссаржевскую захватила общественная жизнь России начала ХХ века. Она оставляет Александринский театр и начинает гастролировать по провинции. У великой актрисы не менее великая цель — создание своего театра, где она сможет играть не то, что предложат, а то, к чему тянет душа. С 1902 по 1904 год актриса гастролирует, собирая средства и формируя репертуар для нового театра.

Открытие нового театра состоялось в Петербурге 15 сентября 1904 года в помещении Пассажа. Первым спектаклем стала пьеса Горького «Дачники». Спектакль прошёл с огромным успехом.

Но революционные события 1905 года внесли в театральную жизнь цензуру, она была строгой, разрешалось ставить только развлекательные пьесы. Комиссаржевскую не останавливает цензура, она устраивает поэтические вечера, где звучат стихи великих поэтов Серебряного века: Сологуба, Брюсова, Белого, Блока и других.

Последние гастроли

В начале 1908 года Вера Комиссаржевская едет на гастроли в Америку, которые усугубили плохое материальное положение труппы.

С 1909 по 1910 год Комиссаржевская отправляется в большую гастрольную поездку по Сибири, Дальнему Востоку, Кавказу, Средней Азии.

Великая актриса стремилась создать школу искусств, чтобы воспитывать новое поколение актёров, режиссёров, драматургов.

Но пришла беда — эпидемия оспы. Заболело несколько актёров труппы и сама Комиссаржевская.

В последний раз она вышла на сцену в спектакле «Бой бабочек», поставленном именно по той пьесе, в которой она блестяще дебютировала на сцене Александринского театра.

10 февраля 1910 года Вера Фёдоровна умерла. Ей было всего 45 лет.

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА