Впечатляющий Стив Джобс

Базовые приёмы ораторского мастерства: пример, сравнение и подобности
Автор: 02.02.2022 Обновлено: 02.02.2022 10:17
Мы начнём с одного из великих современников — Стива Джобса, основателя Apple и Pixar, технического и управленческого гения, мастера коммуникации и любителя водолазок.

Несмотря на то, что презентации его продуктов сами по себе легендарны (iPod в 2004 году проложил путь к трем разным отраслям), выпускная речь в Стэнфорде на церемонии вручения дипломов стала самой популярной и самой обсуждаемой. В ней мы наслаждаемся Стивом Джобсом, мы его видим: открытым, человечным, естественным и, прежде всего, расслабленным.

Полную версию речи можно посмотреть здесь.

Речь Стива в Стэнфорде — это мастер-класс публичного выступления. Цитаты из этого выступления прочно вошли в сознание аудитории и стали достойным примером ораторского искусства современности. Как это работает? Мы рассмотрим шаг за шагом.

Первое впечатление

Первые несколько секунд выступления имеют решающее значение. Вместо того чтобы привлекать внимание шуткой или комментарием, вам нужно установить, кто вы и какие у вас отношения с аудиторией. Это открывает дверь доверия.

В 2005 году Стив Джобс уже был знаменит и наслаждался успехом. Он был живой легендой. Именно поэтому Джобс выбирает в качестве сопроводительного письма смирение и признательность, даже пошутив на счет собственного волнения. Раздаются смешки. Внимание публики нагнетается.

«Спасибо. Я имею честь быть сегодня здесь с вами, когда вы начинаете обучение в одном из лучших университетов мира. По правде говоря, я никогда не оканчивал университет, но и никогда не был так близок к выпускному. Сегодня я хочу рассказать вам три истории из моей жизни. Ничего особенного. Только три истории».

Такое откровение всегда привлекательно, сравнение с такой публичной личностью магнетизирует слушателей. Они хотят еще больших признаний.

История первая: мы строим свою судьбу

Стив Джобс всегда был хорошим рассказчиком. Его убежденность в эстетической и технологической ценности продуктов, которые он представлял, была заразительна. Его гений можно увидеть в ранних фильмах Pixar, в шрифтах Mac, в первых iMac, iPod, iPad и iPhone. Для него функциональность была так же важна, как сердце, история и дух вещей.

Джобс выбирает три истории, которые иллюстрируют очевидные моменты. Он рассказывает их просто, без театральности, но с большим эмоциональным акцентом.

Первая история была о соединении точек. Он рассказал о своем трудном детстве, отказе от образования и важности любознательности. Затем он рассказал о том, как обнаружил линию точек, которые, соединившись, позволяют создавать новые вещи.

Первая история о «соединении точек». Я бросил университет Рида после первых шести месяцев учебы, хотя потом я бродил там ещё 18 месяцев или около того, прежде чем совсем уйти. Почему же я его бросил?

Все началось ещё до моего рождения. Моя биологическая мать была молодой незамужней студенткой, и она решила отдать меня на усыновление. Для себя она четко решила, что приёмные родители должны иметь высшее образование. Поэтому всё было готово к тому, что при рождении меня усыновят адвокат и его жена.

Когда я родился, эта пара решила, что на самом деле хотят девочку. Поэтому следующей семейной паре приемных родителей, которые стояли в очереди, позвонили прямо в полночь и спросили:

«У нас появился для вас ребенок. Хотите ли вы его?»

«Конечно», — ответили они.

Когда моя биологическая мать узнала, что у потенциальной приемной мамы нет высшего образования, а отец даже не закончил среднюю школу, поэтому она отказалась подписывать документы на усыновление. Она сдалась только через несколько месяцев, когда мои родители пообещали, что я обязательно пойду в колледж. И 17 лет спустя я поступил в колледж.

Но я неосторожно выбрал колледж, который был почти таким же дорогим, как Стэнфорд, и все сбережения моих родителей-работяг уходили на обучение.

Через шесть месяцев я уже не видел в этом никакого смысла. Я понятия не имел, чем хочу заниматься в жизни, и меньше всего думал о том, как колледж поможет мне в этом. К тому же, я тратил все сбережения, которые мои родители накопили за всю свою жизнь. Поэтому я решил бросить учебу и надеяться, что все образуется само собой.

В то время мне было страшно, но, оглядываясь назад, я понимаю, что это было одно из лучших решений в моей жизни.

К тому времени, когда я оставил учёбу, я уже не ходил на обязательные занятия, которые меня не интересовали, и начал посещать те, которые казались мне интересными. Это не было для меня безмятежным и беззаботным существованием. У меня не было жилья, поэтому я спал на полу в комнатах моих друзей, собирал бутылки из-под кока-колы за 5 центов, чтобы получить деньги на еду, и проходил более 10 километров каждое воскресенье, чтобы раз в неделю хорошо поесть в храме Харе Кришна.

Несмотря на сложности, мне все нравилось. И многие вещи, на которые я наткнулся, благодаря своей любознательности и интуиции, впоследствии оказались бесценными.

Приведу один пример. В то время университет Рида предлагал, пожалуй, лучшее в стране обучение каллиграфии. Повсюду в кампусе, все плакаты, все надписи на всех ящиках были красиво оформлены ручной каллиграфией.

Поскольку я больше не числился студентом, у меня не было обязательного посещения занятий, я решил посетить курс каллиграфии, чтобы научиться этому. Я узнал кое-что о стилях, шрифтах с засечками и без засечек, о пробелах между буквами, о том, что делает великий шрифт действительно великим.

Это было неуловимо красиво, традиционно и художественно, так, как наука не может передать, и я нашел это увлекательным. Ничто из этого не имело ни малейшей надежды на практическое применение в моей жизни. Но десять лет спустя, когда мы разрабатывали первый компьютер Macintosh, все это вспомнилось мне.

И мы разработали Mac, руководствуясь именно этим. Это был первый компьютер с красивой типографикой. Если бы я не заглянул на тот курс в колледже, в Mac никогда бы не появилось множество шрифтов или пропорционально расположенных символов. А поскольку Windows просто скопировала Mac, то, скорее всего, ни один персональный компьютер не имеет их сейчас. Если бы я не решил бросить учебу, я бы не поступил в тот класс каллиграфии, а персональные компьютеры не имели бы той замечательной типографики, которую они имеют сейчас.

Конечно, когда я посещал занятия, невозможно было соединить эти точки, но, оглядываясь назад десять лет спустя, теперь это становится понятным.

Я повторю это снова. Вы не можете соединить точки заранее, вы можете это сделать, только оглядываясь назад. Поэтому вы должны твердо верить, что точки соединятся когда-нибудь в будущем. Вы должны доверять чему-то, своему чутью, судьбе, жизни, карме, чему угодно. Такой образ действий никогда не подводил меня, и это изменило мою жизнь к лучшему».

История вторая: боль и искупление

Вторая история была о любви и потере. Джобс подходит к понятиям успеха и счастья не с точки зрения практических формул или классических советов по управлению, а предпочитает встречаться с неприятностями лицом к лицу. Он не боится говорить на большие, глубокие, трансцендентные и болезненные темы.

При этом он подмигивает своим зрителям, но он обращается к ним как к взрослым, а не детям. Это, кстати, одно из ключевых преимуществ Pixar.

Стив знает, что вещи, которые действительно движут людьми. И это не сиюминутная прибыль и не легкий путь. Поэтому он не лжёт, не говорит, что «всё будет легко» или что «есть быстрый способ» подобраться к цели. Его история повествует о пути героя с почти микроскопической точностью: классическая схема повествования, которая позволяет нам идентифицировать себя с главным героем этой истории.

«Моя вторая история — о любви и потере. Мне повезло — я рано понял, чем хочу заниматься больше всего в жизни. Мы с Возом создали компанию Apple в гараже моих родителей, когда мне было 20 лет. Мы много работали, и за десять лет Apple превратилась из нас двоих в компанию стоимостью 2 миллиарда долларов с 4000 сотрудников.

Прошло чуть больше года с момента выпуска нашего лучшего творения — Macintosh. Мне тогда исполнилось 30 лет. В этот момент они уволили меня.

Вы спросите: „Как они могут выгнать вас из компании, которую вы создали?“

По мере роста Apple мы наняли человека, которого я считал очень способным, чтобы он управлял компанией вместе со мной, и в течение первого года или около того, всё шло хорошо. Но потом наши взгляды на будущее начали расходиться, и мы окончательно отдалились друг от друга. Когда это произошло, наш совет директоров встал на его сторону.

Так что в 30 лет я ушёл. Это было публично. То, что было центром всей моей зрелой жизни, исчезло. Это было разрушительно для меня.

Несколько месяцев я не знал, что делать. Чувствовал, что потерял прошлые связи, что отпустил эстафету в тот момент, когда она была передана мне. Я встретился с Дэвидом Паккардом (из HP) и Бобом Нойсом (из Intel) и попытался извиниться за то, что так сильно облажался. Это был очень известный провал, и я даже подумывал о том, чтобы покинуть Силиконовую долину.

Но я остался верен себе — я все ещё любил то, что делал. Увольнение из Apple не изменило меня. Меня отвергли, но я всё ещё был увлечён своей идеей. Поэтому я решил начать всё сначала.

Тогда я так не считал, но оказалось, что увольнение из Apple было лучшим, что могло со мной случиться.

Я променял груз успеха на легкость того, что я снова новичок, менее уверенный в себе. Это позволило мне вступить в один из самых творческих периодов моей жизни. В течение следующих пяти лет я создал компанию NeXT, затем — Pixar, и влюбился в удивительную женщину, которая впоследствии стала моей женой.

Pixar создала первый компьютерный анимационный фильм „История игрушек“ и сегодня является самой успешной анимационной студией в мире. В удивительном повороте событий Apple купила NeXT, я вернулся в Apple, и технология, которую мы разработали в NeXT, лежит в основе нынешнего возрождения Apple. И у нас с Лорен замечательная семья.

Я уверен, что ничего этого не произошло бы, если бы меня не выгнали из Apple. Я думаю, это было ужасное лекарство, но, полагаю, пациенту оно было необходимо. Иногда жизнь бьёт вас кирпичом по голове. Не теряйте веру. Я убежден, что единственное, что меня поддерживало — это моя любовь к тому, что я делал. Вы должны найти то, что любите. Это касается как работы, так и ваших близких.

Работа будет занимать большую часть вашей жизни, и единственный способ быть по-настоящему удовлетворенным — это делать то, что вы считаете хорошей работой. А единственный способ иметь отличную работу — это любить то, что вы делаете. Если вы ещё не нашли её, продолжайте искать. Не соглашайтесь…

Как и во всём, что связано с пережитым, вы поймете это, когда найдёте своё. И как во всех великих делах, с годами всё становится лучше и лучше. Так что, продолжайте искать, пока не найдете. Не останавливайтесь на достигнутом».

История третья: смерть и воскрешение

Герой не является героем, пока не восстанет из пепла. Гэндальф возвращается после победы над Балрогом, Супермен возвращается после смерти, а Бэтмен сбегает из страшной тюрьмы. Герои падают, умирают и терпят поражение. Но они возвращаются. Этот мотив постоянен в самовосприятии Стива Джобса, и он мастерски увязывает его со всей своей повествовательной линией.

В этот момент аудитория внимательно слушает его уже более десяти минут. Он приходит не для того, чтобы предложить технологию или бизнес-совет, а для того, чтобы рассказать притчи о жизни — основу его личного кредо.

Истории обладают тем существенным преимуществом, что они могут содержать в себе все три элемента риторики: этос, пафос и логос — нравственное начало, чувства и мысль. В своей третьей истории Джобс ещё глубже вонзает в себя кинжал испытаний. Какое отношение смерть имеет к успеху? Очевидно, очень важное.

«Когда мне было 17 лет, я прочитал цитату, которая звучала примерно так: „Если вы будете жить каждый день так, как будто он последний, то однажды вы наверняка окажетесь правы“. Это произвело на меня сильное впечатление, и с тех пор, на протяжении последних 33 лет, я каждое утро смотрел в зеркало и спрашивал себя: „Если бы сегодня был последний день моей жизни, хотел бы я делать то, что собираюсь сделать сегодня?“. И когда ответ „нет“ звучал слишком много дней подряд, я понимал, что нужно что-то менять.

Вспоминание о том, что я скоро умру, — это самый важный инструмент, с которым я когда-либо сталкивался, чтобы помочь мне сделать важный выбор в жизни. Потому что почти всё — все внешние ожидания, вся гордыня, весь страх смущения или неудачи — всё это просто отпадает перед лицом смерти, оставляя только то, что действительно важно.

Помнить о том, что вы умрёте, — лучший из известных мне способов помешать разгуляться мыслям о том, что вам есть что терять. Вы уже свободны. Нет причин не прислушаться к своему сердцу.

Почти год назад у меня диагностировали рак.

Я прошёл обследование в 7:30 утра, и оно чётко показало опухоль в моей поджелудочной железе. Я даже не знал, что такое поджелудочная железа. Врачи сказали мне, что это почти наверняка неизлечимая разновидность рака, и, что мне следует рассчитывать на то, что я проживу не более трех-шести месяцев. Мой врач посоветовал мне вернуться домой и привести свои дела в порядок, что, языком медиков означает „готовиться к смерти“.

Эта фраза означает, что вы должны попытаться рассказать своим детям все, о чем вы планировали в течение ближайших 10 лет. Рассказать им всё за несколько месяцев. Это значит убедиться, что всё „застегнуто на все пуговицы“, чтобы вашей семье было как можно проще. Это значит попрощаться. Я жил с этим диагнозом весь день.

Затем поздно вечером мне сделали биопсию: эндоскоп просунули в горло, через желудок и двенадцатиперстную кишку, проткнули иглой поджелудочную железу, чтобы взять клетки опухоли. Я был под наркозом, но моя жена, которая была там, сказала мне, что когда доктор увидела клетки под микроскопом, расплакалась, потому что оказалось, что это очень редкая форма рака поджелудочной железы, которую можно вылечить только хирургическим путем

Мне сделали операцию, и сейчас я в порядке. Это было самое близкое прикосновение к смерти, и я надеюсь, что оно будет самым последним ещё несколько десятилетий. Пережив это, я могу сказать вам это с несколько большей уверенностью — это тот случай, когда смерть была полезным, но чисто интеллектуальным понятием. Никто не хочет умирать.

Даже люди, которые хотят попасть на небеса, не хотят умирать, чтобы попасть туда. И все же смерть — это наше общее предназначение. Никто никогда не избежал её. Так и должно быть, потому что смерть — это, скорее всего, самое лучшее изобретение жизни. Это агент перемен в жизни. Она убирает старое, чтобы освободить место для нового.

Прямо сейчас ты молодой, но когда-нибудь, вскоре, ты постепенно станешь старым и будешь убран. Извините за драматизм, но это наша реальность. Ваше время ограничено, так что не тратьте его впустую живя чужой жизнью.

Не попадайте в ловушку догмы — это жизнь с результатами чужого мышления. Не позволяйте шуму чужих мнений заглушить ваш собственный внутренний голос. И самое главное, имейте мужество следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают, кем вы действительно хотите стать. Все остальное вторично».

Прощание: назидание и моральный авторитет

Джобс полностью пропускает классическую третью часть речи, где объясняется или доносится «содержание» сессии. Он не предлагает академических теорий, статистики, данных или графиков.

Каким-то образом он сделал все, без нашего ведома, через свои рассказы. И в этом величайшая его гениальность. Это не похоже на мастер-класс, но это курс о ценности свободы, идентичности, красоты и смысла — возможно, от одного из людей, от которых мы меньше всего ожидали бы услышать это.

Его авторитет в этих вопросах не технический: он не доктор психологии или философии, а полностью моральный. Он знает эти вещи из собственного опыта, а не из книг. Итак, в конце концов, он решает (еще раз) рассказать еще одну историю и рассказывает о своем собственном вдохновении.

Его последнее обращение — не просто назидание, а совершенно естественный призыв. Это фраза не учителя, а друга.

«Когда я был молод, вышла удивительная публикация под названием „Каталог всей Земли“, которая была библией моего поколения. Её автор, парень по имени Стюарт Бранд, и он оживил её своим поэтическим прикосновением. Это было в конце 1960-х годов, до появления персональных компьютеров и настольных издательских систем, поэтому всё было сделано на печатных машинках, ножницами и фотоаппаратами Polaroid. Это было что-то вроде Google в мягкой обложке за 35 лет до появления Google: он был идеалистичным, переполненным изящными инструментами и великими идеями. Стюарт и его команда выпустили несколько выпусков „Каталога всей Земли“. Последний выпуск вышел, когда он исчерпал себя.

Это была середина 1970-х годов, и я был в вашем возрасте. На задней обложке последнего выпуска была фотография раннего утра на просёлочной дороге, по которой вы могли бы путешествовать автостопом, если бы были столь отважны. Под ней были слова: „Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными„.

Это было их прощальным посланием — оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными.

И я всегда желал этого себе. И сейчас, когда вы выпускаетесь, чтобы начать всё заново, я желаю этого вам. Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными. Большое вам всем спасибо“.

Стиль Джобса

Модель риторического анализа, которая рассматривает четыре переменные (этос, пафос, логос и темп) с помощью двадцати вопросов, позволяет нам наблюдать стиль Стива в черно-белых тонах. Каким оратором является Стив Джобс?

Стив — вдохновляющий оратор с высоким коэффициентом убеждения, движущийся вперёд быстрым темпом. Его сила — в его собственной личности. Его техно-авторитет и признанная личность делают его ведущим, к которому люди готовы прислушиваться. Это позволило ему на протяжении всей жизни формировать то, что его партнер Стив Возняк назвал «Полем искажения реальности».

Франсиско Гарсия Пиментель, Entrepreneur®.

Компания Entrepreneur® занимается поддержкой дальновидных лидеров, стремящихся изменить мир к лучшему благодаря своим инновационным идеям, бизнесу и точкам зрения.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА