И. С. Тургенев. Портрет работы И. Е. Репина, 1874. (Фото: upload.wikimedia.org/Общественное достояние) | Epoch Times Россия
И. С. Тургенев. Портрет работы И. Е. Репина, 1874. (Фото: upload.wikimedia.org/Общественное достояние)

И. С. Тургенев: Что вы знаете о первой любви?

Повести автора о первой любви юноши и девушки не устарели...
Автор: 10.02.2022 Обновлено: 10.02.2022 18:01
Есть мнение, что можно наслаждаться творчеством писателя или поэта, не зная его биографии, не зная его личной жизни.

Аргументируется такая точка зрения нежеланием «копаться в чужом белье», «разводить сплетни» и «заглядывать в замочную скважину». Обычно, люди, придерживающиеся такой позиции, завершают разговор первыми:

«Мне интересно только творчество, а то, кого любил или ненавидел автор в реальной жизни, меня не волнует».

Мы же попробуем показать, что без знания фактов биографии автора восприятие его творчества будет несколько обеднённым и плоским.

Вероятно, первая любовь в жизни каждого человека это большое событие, которое не только запоминается, но и как-то влияет на формирование личности и дальнейшее развитие «любовной биографии». Чаще всего, первая любовь — горький урок.

Большинство людей делают для себя выводы, справляются с ситуацией и расценивают неудачу как несладкий, но полезный опыт. Редко встречаются люди, которые несут психологическую травму первой любви всю жизнь. К сожалению, именно таким человеком был русский писатель Иван Тургенев. Предлагаем вспомнить его повесть «Первая любовь».

Сначала напомним, что Иван Сергеевич был очень красив, образован, богат, знатен и знаменит. Он был интересным мужчиной, обладавшим обаянием и харизмой. Его успехи в области литературы прославили его. Был желанным гостем во многих богатых и знатных семьях России и Европы. У него было много поклонниц, и он сам влюблялся в достойных женщин. Но у знаменитого писателя никогда не было семьи в традиционном понимании этого слова.

С единственной дочерью сложились тоже очень непростые отношения, так что он никогда не испытал счастья настоящего отцовства. Он не был убеждённым холостяком: на склоне лет советовал своим молодым друзьям обязательно жениться. И даже не сомневаться в необходимости этого жизненного шага, в противном случае можно остаться «у разбитого корыта», как он сам. Иван Сергеевич говорил с сожалением, что он всю жизнь прожил «на краюшке чужого гнезда». Почему так получилось, нам поможет понять его повесть «Первая любовь».

Эта повесть о том, какое потрясение испытал влюблённый четырнадцатилетний мальчик, когда вдруг узнал, что его богинеподобная восемнадцатилетняя избранница предпочла ему его отца. Как понять этот оригинальный сюжет, не зная фактов биографии Тургенева? Как плод болезненной изощрённой фантазии автора или как доверительное обращение к читателю со своей душевной болью? Нам кажется, что большинство почитателей таланта писателя предпочтут второе.

У родителей Ивана Сергеевича в семье были странные отношения, которые стали понятными сыну только тогда, когда он вырос. А в детстве было просто постоянно холодно, неуютно и тревожно, когда в одной комнате оказывались дети и родители. Родители как-то странно смотрели друг на друга и странно разговаривали. То, что говорили родители, а они всегда говорили правильные слова, не совпадало с тем, как эти слова говорились. Интонации были просто непостижимыми. Дети чувствовали, что мать обижена и недовольна, а отец безразличен, холоден и неуязвим для материнских взглядов и вздохов. Сын пытается понять, что происходит между родителями и каково его место в их жизни. И не понимает. Это вечная тема: мир взрослых глазами ребёнка.

То, что чувствовал и переживал Иван Сергеевич в детстве, разве не интересно? Разве не поучительно? Вот такие пронзительные строки мы читаем в автобиографической повести Тургенева:

«Отец обходился со мной равнодушно-ласково; матушка почти не обращала на меня внимания, хотя у ней, кроме меня, не было детей: другие заботы её поглощали. Мой отец ещё молодой и очень красивый, женился на ней по расчёту; она была старше его десятью годами. Матушка моя вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась. Ревновала, сердилась — но не в присутствии отца; она очень его боялась, а он держался строго, холодно, отдалённо… Я не видал человека более изысканно спокойного, самоуверенного и самовластного».

А вот взаимоотношения мальчика-подростка с отцом:

«Странное влияние имел на меня отец — и странные были наши отношения. Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня; он уважал мою свободу.…Только он не допускал меня до себя. Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины — и, Боже мой, как бы я страстно к нему привязался, если б я постоянно не чувствовал его отклоняющей руки».

Случай неудачной влюблённости мальчика в повести Тургенева отсылает нас к следующим реальным фактам. Действительно, юный Иван Тургенев был влюблён в Екатерину Шаховскую. Имение Шаховских было недалеко от имения Тургеневых. Екатерина на четыре года была старше Ивана. Согласитесь, 14 и 18 лет — это большая разница в развитии юноши и девушки. А между тем первая любовь Ивана Сергеевича была на самом деле, столь сильной, что для него возраст не имел значения.

Что чувствовала Екатерина, нам неизвестно, но определённо, ей ухаживания подростка были приятны. Хотя девушка на выданье, естественно, понимала, что всерьёз принимать их нельзя. Перед обаянием же Сергея Николаевича Тургенева, взрослого красивого опытного мужчины, отца Ивана, ей устоять не удалось. В повести есть сцена, когда влюблённый мальчик тайно наблюдает за встречей отца с предметом своей любви — девушкой по имени Зинаида. Мальчик не слышит, о чём разговаривает отец с девушкой, он только наблюдает за выражением её лица. Такой он не видел Зинаиду никогда:

«Я как теперь вижу её лицо — печальное, серьёзное, красивое и с непередаваемым отпечатком преданности, грусти, любви и какого-то отчаяния — я другого слова подобрать не могу. Она произносила односложные слова, не поднимая глаз, и только улыбалась — покорно и упрямо».

А что же мужчина, его отец? Его лица мальчик не видит. Только по тому, как отец поводит плечами, как поправляет шляпу на голове, по движению рук сын понимает, что отец сильно раздражён. А потом происходит ужасное и непонятное, запомнившееся на всю жизнь:

«Вдруг в глазах моих совершилось невероятное дело: отец внезапно поднял хлыст, которым сбивал пыль с полы своего сюртука, — и послышался резкий удар по этой обнажённой до локтя руке. Я едва удержался, чтобы не вскрикнуть, а Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевший на ней рубец. Отец швырнул в сторону хлыст и, торопливо взбежав на ступеньки крылечка, ворвался в дом…»

Такую сцену нельзя придумать, её можно только написать по болезненным воспоминаниям. Несомненно, то, что пережил юный влюблённый Иван Сергеевич, увидев впервые такой тип мужского поведения, травмировало его на всю жизнь. Он сам никогда не мог быть таким брутальным в отношениях с женщинами.

Наверно, с полным правом можно говорить, что человеческий и мужской опыт Тургенева, конечно, творчески преображённый, отражён в его прозе. О «тургеневских девушках» читатель, несомненно, помнит, а теперь давайте попробуем создать собирательный образ «тургеневского мужчины». И что же у нас получится? Умный, благородный, влюблённый и любимый мужчина в романах и повестях Тургенева всегда пасует перед судьбой.

Обстоятельства складываются так, что герой в самый ответственный момент не может сделать решительного шага. Счастье с любимой и любящей женщиной невозможно по объективным, казалось бы, причинам. К сожалению, это горький жизненный опыт самого автора.

Теперь поговорим о девичьей первой любви, о которой с такой симпатией рассказал нам Иван Сергеевич в своей повести «Ася». Напомним: рассказчик, мужчина на пятом десятке, «осуждённый на одиночество бобыля», вспоминает свою молодость и встречу со странной девушкой, признавшейся ему в любви. Поведение влюблённой было так непривычно, так неожиданно, что от удивления молодой человек не нашёл ничего лучшего, как оказаться в её глазах и глазах её брата «честным человеком». То есть он спасовал, оправдывая себя несвоевременностью и неожиданностью вопроса, который требовал немедленного и самостоятельного решения.

Ася совсем не Татьяна Ларина, которая тоже, как вы помните, первая призналась в любви мужчине. Татьяна Ларина умела себя вести в обществе и то получила от Евгения Онегина назидательный урок о недопустимости таких порывов. А Ася вообще испугала рассказчика своей искренностью, граничащей с невоспитанностью. Да, именно с невоспитанностью. Девушка просто не знает правил поведения и ввергает своей непосредственностью молодого человека в шоковое состояние, а старшего брата — в постоянное смущение. Откуда эта тема искренней, но пугающе невоспитанной девушки в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева. А всё оттуда же, из жизни. В повести «Ася» нашло своё отражении вечное беспокойство Тургенева о судьбе своей единственной дочери.

Его дочь Пелагея была плодом любви, которая случилась во время студенческих каникул у молодого барина, Ивана Сергеевича, с Авдотьей Ивановой, мещанкой из Москвы. Девушка приехала в Спасское-Лутовиново, чтобы летом заработать денег своим мастерством. Авдотья была белошвейкой и работала по найму. Матушка Ивана Сергеевича, Варвара Петровна, как-то проглядела развитие событий, или смотрела сквозь пальцы, или не хотела портить с сыном и без того сложные отношения.

Когда же сын уехал, белошвейку Авдотью проводили со двора. Она вернулась в Москву и в положенный срок родила девочку, назвала её по-просторечному — Пелагеей. Матушка Варвара Петровна имела в Москве соглядатаев, которые сообщили ей о случившемся. Бог весть, что было на уме у барыни, когда она забрала девочку у матери и отдала её на воспитание в семью своих крепостных. Правда, Авдотье помогла выйти замуж.

Печально было детство дочери Ивана Сергеевича. Кстати, ему никто не сообщил о её рождении. Девочка росла, не понимая, кто она и чья она. В приёмной семье её не любили. А у барыни по неизвестным причинам случались припадки то ли человеколюбия, то ли изощрённого психологического садизма. Судите сами. Время от времени девочку изымали из крестьянской избы, умывали, причёсывали и наряжали, как барышню. Потом её вели в барский дом и ставили перед гостями с вопросом: на кого она похожа? А похожа она была на своего отца. Гости конфузились и не знали, что ответить. А девочка, вероятно, испытывала ко всему происходящему смесь ненависти и стыда.

Казалось бы, судьба смилостивилась над ребёнком. Когда ей было восемь лет, приехал в гости отец. Он узнал в затравленной замухрышке свою кровь. Забрал дочь, отправил её во Францию на воспитание в семью Полины Виардо. Та выдержала дикую русскую девочку недолго. У Тургенева было достаточно денег, чтобы определить свою дочь на обучение в престижный пансион.

Иван Сергеевич был человеком добрым и совестливым. Он испытывал чувство вины перед своей девочкой. Но Пелагея, которую уже переименовали в Полинетту, не хотела прощать никого. С ней было тяжело, и ей самой было тяжело. Горькие раздумья и волнения о характере и судьбе своей дочери переплавились в творческом сознании писателя и воплотились в повести «Ася».

Ася — молоденькая русская девушка, путешествующая со старшим братом по Германии. Читатель поражён неестественностью её поведения. Она, уже семнадцатилетняя, в обществе брата и знакомого молодого человека позволяет себе выходки балованного ребёнка, не получившего должного воспитания. Девушка то прыгает по горам, демонстрируя свою грациозность и бесстрашие, то впадает без всякой видимой причины в уныние.

Рассказчик относится к ней с симпатией, но поражён её неожиданными необузданными реакциями. Старший брат Аси просит своего друга быть снисходительным к девушке и объясняет ему причины столь странного поведения сестры. Ася — дочь дворянина и крепостной крестьянки. Сначала она воспитывалась матерью и жила в крестьянской избе. А затем, после смерти матери, попала к отцу в господский дом, где ей была предоставлена полная свобода. С детства Ася осознала всю ложность своего положения, которое усилилось в пансионе, в чуждой ей среде:

«Самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла».

Однако, несмотря на сложные жизненные обстоятельства, Ася стала девушкой чуткой, постоянно размышляющей, самобытной. Правда, она «никак не хотела подойти под общий уровень». К тому же у неё «ни одно чувство не бывает вполовину». Воистину, недостатки человека — это продолжение его достоинств. Ася — искренний, эмоциональный человек, но не знающая чувства меры, она вызывает недоумение. И вот такая своеобразная девушка полюбила в первый раз. Она не понимает, что с ней происходит, и не знает, как себя вести. Мать-крестьянка не успела да и не смогла бы подготовить её к этому очень важному этапу в жизни девушки.

Читая эту повесть, наблюдая за развитием образа девушки, мы понимаем, как переживал Тургенев-отец за то, что так изломана жизнь его дочери. Она даже рядом с отцом так и не поняла, кто она: дворянка или простолюдинка.

«Я писал „Асю“, — признавался Тургенев, — очень горячо, чуть не со слезами».

Он много личного вложил в эту повесть. Прочитав эту повесть о горечи первой любви семнадцатилетней девушки, мы можем представить, как сочувствовал Иван Сергеевич своей дочери, как предчувствовал, что она никогда не будет счастлива и как она будет одинока. И к сожалению, он оказался прав.

Повести Тургенева о первой любви юноши и девушки не устарели. Писатель необычайно бережно и очень откровенно повествует о зарождении чувства первой любви в человеке. Он пишет о ранимости молодого влюблённого сердца, в котором чередуются и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и надежда на взаимность, и желание, и страх быть смешным и непонятым.

Мы чувствуем, что каждый раз, когда писатель говорит о юности, голос его становится задушевным и взволнованным. В нём слышится ласковая нежность по отношению к тем, кто только входит в жизнь. Тургенев как будто хочет, чтобы юный читатель понял, что он не одинок в своих переживаниях, а зрелый человек, перечитывая тургеневские страницы, вспомнил бы свою молодость и первую любовь.

Лариса Михайлова — филолог-преподаватель русского языка и литературы. Опыт работы — 40 лет. Окончила факультет русской филологии Самаркандского государственного университета. Специализация — журналистика. Публикуется в СМИ с 2005 г. С 2015 г. сотрудничает с The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА