Один из десяти рельефов по мотивам гравюр Пинелли о жизни и походе Александра Македонского (бронза). Скульптор Пр. Тзаноулинос, 1928 г., Военный музей в Афинах, Греция (изображение: Tilemahos Efthimiadis/CC BY-SA 2.0) | Epoch Times Россия
Один из десяти рельефов по мотивам гравюр Пинелли о жизни и походе Александра Македонского (бронза). Скульптор Пр. Тзаноулинос, 1928 г., Военный музей в Афинах, Греция (изображение: Tilemahos Efthimiadis/CC BY-SA 2.0)

Как Александр Македонский стал великим, часть 1

Александр Македонский своими завоеваниями сохранил и расширил греческую культуру
Автор: 21.11.2021 Обновлено: 27.11.2021 17:17
Когда сегодня учителя старших классов в школах рассказывают об Александре Македонском, печальной реальностью является то, что большинство учеников знают о нём очень мало.

Один ученик смог предложить странную информацию:

«Разве Александр Македонский не был убит комаром?»

Что ж, древнегреческий герой мог заразиться малярией от комара, что и привело Александра к смерти, но есть и другие, не менее правдоподобные причины его смерти.

Ещё более важным является то, что высказанная информация — это всё, что ученик знает об одном из величайших героев, живших на земле!

Понимание личности Александра Македонского, а именно его величия, — это понимание того, кем мы являемся как люди. Нас вдохновляют его хорошие качества, а неудачи делают нас мудрее и, следовательно, духовно богаче.

Александр Великий

Я назвал Александра Македонского древнегреческим героем, хотя формально он был македонцем, выходцем из этой страны, расположенной к северу от Греции.

Однако македонская культура — это то, что мы обычно считаем греческой культурой, включая использование греческого языка, поклонение тем же богам и восприятие греков как своих соотечественников в борьбе против грозных персов.

В IV веке до нашей эры эта борьба была самым насущным вопросом. Наряду с относительно крошечной территорией Греции и Македонии существовала огромная Персидская империя, простиравшаяся в Европе от территории современной Турции до Египта в Северной Африке и вплоть до реки Инд на территории современного Пакистана.

Народ Александра веками жил в тени Персидской империи, дважды подвергаясь вторжению в предыдущем столетии и дважды успешно отбивая персидских захватчиков.

В довершение ко всему, персы, вполне возможно, сыграли вспомогательную роль в убийстве отца Александра — короля Филиппа II.

Таким образом, Александр совершил немыслимое дело: он со своей гораздо более малочисленной армией, с её идеальной дисциплиной и простым, но эффективным боевым построением из сомкнутых щитов и длинных копий, известным как македонская фаланга, прорезал персидскую армию в битве за битвой, пока не стал царём мира, по крайней мере, таким, каким его считали греки.

Он даже пошёл дальше, через Хайберский перевал в горах Гиндукуш в Индию. Он повернул назад только тогда, когда его потрёпанные и истосковавшиеся по дому войска подняли мятеж. Но и тогда он вернулся другим путём, покоряя всё на своём пути. И всё это он совершил в возрасте от 20 до 32 лет!

Благодаря успеху его великого предприятия культура Золотого века Греции: глубокая мудрость Сократа, изысканные реалистичные скульптуры, архитектура, трагедии и комедии, которые позже вдохновили Шекспира, — была сохранена от разрушения.

Александр также основал город Александрию в Египте, который с его огромной библиотекой и 40-этажным маяком стал интеллектуальным и экономическим центром западной цивилизации на многие века, сохранив культурное достояние, которое унаследовали римляне в их республике и империи. Вот вкратце, почему Александр стал великим.

Как Александр стал великим

Как именно он всё это сделал — другой вопрос. Популярные сегодня исторические повествования дают нам очень мало ответов на этот вопрос. С негативной стороны сегодняшних популистских идей, он был империалистом и белым человеком, угнетавшим других, куда бы он ни пошёл.

С положительной стороны — он был беззаботным, ярким юношей, движимым, возможно, тестостероном, с беспрецедентной жаждой приключений.

Эта последняя интерпретация подкрепляется тем фактом, что из необычной жизни Александра возникло невероятное количество сказочных историй и легенд. Например, когда он был ещё мальчиком, его отцу привели непокорную лошадь, которую отец отверг.

Но Александр заметил, что лошадь буквально боится собственной тени и её можно успокоить, отвернувши от тени. История гласит, что Александр превратил этого дикого зверя в своего верного коня Буцефала, который следовал вместе с ним в битве за битвой.

Говорят также, что Александр, который учился у древнегреческого философа Аристотеля, был настолько очарован древними эпическими поэмами Гомера, что когда впервые ступил на территорию Персидской империи, то решил высадиться в древней Трое, о которой говорится в «Илиаде» Гомера, в то время как его армия высадилась в другом месте.

Позднее, во время своих завоевательных походов, Александр, как говорят, столкнулся с принадлежащей Гордию повозкой, ярмо которой было перевязано невероятно сложным образом. Это был огромный узел из верёвки на старой колеснице, и легенда гласила, что тот, кто сможет его развязать, станет правителем мира.

Александр взглянул на узел, а затем разрубил его, таким образом успешно развязав и оставив после себя фразу «разрубить гордиев узел», что означает решить сложную проблему простым и немного грубым способом.

Там же есть история о том, как Александр встречает лежащего на улице бездомного философа Диогена, который просит Александра перестать загораживать ему солнце. Александра настолько вдохновляет полное пренебрежение Диогена земными богатствами и статусом, что он говорит:

«Если бы я не был Александром, я был бы Диогеном».

Однако эти понятия о просвещённом, далёком от материального мира Александре, кажется, противоречат другим представлениям о его тиранических наклонностях, описанных в историях.

Например, есть история, в которой философ говорит Александру, что мир, в котором мы живём, всего лишь один из бесчисленного множества миров, после чего Александр начинает плакать, потому что сожалеет, что не может покорить все эти миры.

Вымышленные или фактические, все эти истории являются великолепными вкраплениями в гобелен истории. Однако они не могут связно и достоверно рассказать нам о том, как Александр стал таким великим.

Сами по себе они ведут нас по пути странных и бессмысленных тривиальностей, так что всё, что может запомнить студент, это одна смехотворно незначительная деталь о том, как умер Александр Великий.

Поэтому поучительно обратиться к самому раннему историческому источнику об Александре Македонском — трудам Диодора Сикула (90-30 гг. до н. э.), который был греческим историком, писавшим о великом полководце за столетия до появления всех других сохранившихся источников.

У Диодора мы можем достоверно найти те определяющие характеристики, которые действительно представляют нам историю Александра Македонского.

В частности, такие характеристики, или добродетели, — это то, что я называю братством, хорошими манерами и верой. Но что именно означают эти термины? Об этом мы поговорим подробнее в следующий раз.

Продолжение следует…

Эван Мантык учитель английского языка в Нью-Йорке и президент Общества классических поэтов.

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА