К тому времени, когда Александр вторгся в Индию, его характер уже изменился. «Александр и Порус», 1673 год, Шарль Лебрен, изображающий Александра и Поруса (Пуру) во время битвы при Гидаспе в Индии. (Всеобщее достояние)
 | Epoch Times Россия
К тому времени, когда Александр вторгся в Индию, его характер уже изменился. «Александр и Порус», 1673 год, Шарль Лебрен, изображающий Александра и Поруса (Пуру) во время битвы при Гидаспе в Индии. (Всеобщее достояние)

Как Александр Македонский стал великим. Часть 3

Стремительный упадок добродетельного лидера
Автор: 21.02.2022 Обновлено: 21.02.2022 16:29
На основании самого раннего из сохранившихся исторических источников об Александре Великом, Диодора Сицилийского (90-30 гг. до н.э.), мы видим определяющие характеристики, которые сделали Александра великим.

Таким он был на протяжении большей части своей короткой жизни. Это были такие черты как чувство братства со своими людьми, хорошие манеры — даже по отношению к тем, кого он завоевал, и вера в богов. Теперь мы увидим, как эти качества проявились на последних этапах необыкновенной жизни этого героя.

Упадок и смерть Александра

Александр умер в возрасте 32 лет. Создаётся впечатление, что как будто он был послан на землю для этих завоеваний, выполнил свою миссию и ушёл из жизни в таком же возрасте, как Иисус Христос, который также умер в 32 или 33 года.

Интересно, что смерть Александра соотносится с нарушением им всех трёх благородных добродетелей: братства, хороших манер и веры. После того как он победил персидского императора Дария III и фактически завоевал Персидскую империю, характер Александра постепенно изменился в худшую сторону.

Александр всю жизнь стремился к одной цели — завоеванию мира, и когда эта цель была достигнута, он не видел причин для того, чтобы расслабиться. Единственная проблема заключалась в том, что ему казалось, что не было никакой убедительной причины перестать получать удовольствие.

Братство, которое он поддерживал со своими товарищами македонцами и греками, было нарушено, когда он решил отправиться на завоевание Индии. Тем самым он добывал большую славу для Персидской империи, которой теперь правил, но при этом уводил своих людей далеко от их домов.

Он также превозносил свой новый титул «Сын Аммона», что означает «Сын Божий», который не имел никакого значения для его людей, а важен был только для персов.

Диодор объясняет:

«Македонцы не только взбунтовались, когда им приказали переправляться через реку Ганг, но и часто выражали неудовольствие, когда их вызывали на собрания. Они высмеивали претензии Александра на то, что Аммон — его отец».

На этом примере мы видим в поведении Александра стремление угодить теперь уже поклоняющейся ему персидской публике.

Эти излишества демонстрировали изменение характера Александра и, по сути, были подобны разрастанию раковых клеток или росту плесени — то есть негативному росту. Он прошёл путь от уважения к обычаям тех, кого завоевал, до окончательного принятия их как своей собственности. Он отбросил те греческие обычаи, которые питали его на протяжении большей части жизни. Диодор ясно показывает все изменения: он стал носить персидскую одежду, продвигал по службе прежде всего персов, а не греков, завёл гарем из 360 наложниц.

Диодор пишет:

«Александру казалось, что он достиг своей цели и теперь безраздельно владеет своим царством, и он начал подражать царям Азии в экстравагантной демонстрации роскоши. Сначала он приказал самым знатным людям служить ему охранниками; среди них был брат Дария Оксатрес. Затем он надел персидскую диадему, облачился в белую мантию и персидский пояс… Своим спутникам он раздал плащи с пурпурной каймой, а на коней надел персидскую сбрую. В дополнение ко всему этому он, по примеру Дария, добавил к своей свите наложниц, числом не меньше чем дней в году, невероятных красавиц, отобранных из всех регионов Азии. Каждую ночь они шествовали вокруг ложа царя, чтобы он мог выбрать ту, с которой ляжет в эту ночь… Многие, правда, упрекали его за это, но он заставлял их замолчать подарками».

Погрузившись в безграничную праздность, Александр теперь столкнулся с заговорами и резкой критикой внутри своего окружения. Однажды в пьяной ярости он убил старого солдата по имени Клит, который когда-то спас ему жизнь. Клит открыто критиковал Александра.

Ситуация настолько ухудшилась, что Александр создал армию из 30 000 персов на случай, если она понадобится ему для противодействия своим македонцам.

Потеря веры

Вера и благочестие Александра постепенно также уменьшались и в конечном итоге фактически утратились. В конце путешествий умер его ближайший друг Гефестион. Александр решил устроить невероятно экстравагантные похороны, которые завершились тем, что он приказал всем принести жертву Гефестиону как богу, причём на это ему удалось получить одобрение местного священника.

Вот что говорит об этом Диодор:

«В конце Александр повелел всем принести жертвы Гефестиону как богу-соправителю. Как раз в это время пришёл Филипп, один из его друзей, с ответом от Аммона, что Гефестиону следует поклоняться, как богу. Александр был в восторге от того, что бог подтвердил его собственное мнение, и сам первым совершил жертвоприношение».

Обратите внимание, Александр уже объявил своего умершего друга богом, которому следует поклоняться, когда пришло известие о том, что это заявление было одобрено.

Внимательное прочтение показывает, что ему было всё равно, одобрили его или нет. Теперь Александр отбросил почти всякое смирение перед лицом богов, которых он почитал ранее.

Когда в конце своего долгого путешествия Александр приблизился к великому городу Вавилону, халдеи сказали ему, что если он войдёт в город, то там умрёт. Халдеи были известны своим умением читать предзнаменования.

По мнению Диодора, Александр первоначально отнёсся к этому очень серьезно:

«Когда Александр узнал от Неарха о пророчестве халдеев, он встревожился и всё больше и больше беспокоился, размышляя о способностях и высокой репутации этих людей. После некоторых колебаний он отправил большую часть своих друзей в Вавилон, но сам изменил маршрут, чтобы избежать города, и расположил свой штаб на расстоянии двух стадий».

Однако в конце концов греческие философы убедили Александра войти в Вавилон, вероятно, руководствуясь соображениями удобства и общественными настроениями. В Вавилоне он действительно умер.

Диодор предполагает, что истинной причиной смерти было отравление его теми, кто ненавидел Александра. Если его убил комар, переносивший малярию, то мы также должны отметить, что именно чрезмерные возлияния и пиршества, вероятно, ослабили его иммунную систему, несмотря на молодость и силу, и привели к смерти.

Роман XV века «История Александровских сражений» повествует об отравлении Александра. В верхней части иллюстрации он сидит в окружении своих близких, а внизу — использует перо, чтобы способствовать устранению яда. Национальная библиотека Уэльса.

Во всяком случае, если рассматривать жизнь Александра в целом, то в большей части её он придерживался таких добродетелей, как братство, хорошие манеры и вера. Эти сильные черты характера могут привести человека в далёкие края и установить столпы величественной цивилизации.

Последняя часть жизни Александра, когда он достиг своей цели, явно контрастирует с его прежней жизнью. Нарушение добродетелей братства, хороших манер и веры неизбежно приведут к трагическим результат, а сами добродетели при этом становятся ещё более яркими и возвышенными.

Такой взгляд на жизнь Александра даёт наиболее полное и последовательное представление о том, кем он был, и как стал великим. Это краткое изложение истории Александра Великого.

Все цитаты взяты из Диодора Сицилийского.

Во второй части «Как Александр Македонский стал великим» рассматриваются достоинства Александра.

Эван Мантык – преподаватель английского языка в Нью-Йорке и президент Общества классических поэтов.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА